Без явного преувеличения ливенскую гармонику можно назвать жемчужиной среди народных инструментов подобного рода. Ее биография началась около 150 лет назад. Восхищались ею Иван Тургенев, Лев Толстой — по преданию он специально приезжал в Ливны на ярмарку, чтобы послушать ливенку. О ней писали Николай Лесков, Иван Бунин. Константин Паустовский, Савелий Леонов, слагали стихи поэты Сергей Есенин, Дмитрий Блынский, Михаил Беляев…
Ливенка — старинный инструмент, простой и легко доступный для музыканта. Ведь она является одним из изначальных вариантов русской ручной гармоники. И нет у нее точной даты рождения, не сохранилось имени ее создателя, как нет таковых у ее землячки — плешковской игрушки.
В 1860 году тульские мастера наладили производство гармоники, взяв на вооружение образец с немецким музыкальным строем, у которого, впрочем, бы был один недостаток: в жиме и разжиме мехов исходил звук разной высоты, Ливенские мастера, к чести своей, недостаток устранили да еще привнесли ряд других изменений и тем самым, по сути, создали новый оригинальный инструмент прогрессивной конструкции.
Распространение ливенки не ограничивалось пределами одной Орловской губернии, в конце 60-х годов XIX века крестьянин Троицкой волости Вятской губернии Иван Шишкин, переняв навык ливенских мастеров, начал изготавливать гармонику вятку. Еще долго конструкция оставалась непревзойденной, но и вытесняемая новыми гармониками, она увековечила свои национальные особенности в вятке, хромке и баяне. На ее же основе была создана в Ельце рояльная гармоника.
Сначала ливенка была одноголосой, позже инструмент начал появляться двух- и трехголосым: при нажатии одной клавиши открывались два-три клапана и звучали 2-3 звука в октаву.
На правой клавиатуре располагалось 15 кнопочек, которые мастерились из перламутровых пуговичек. Эти, в своя очередь, делались из раковин моллюсков, извлеченных из реки Сосны. Располагались они в один ряд.
На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» — одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположении звучали кварта или трезвучие.
С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные во 2-й или 1-й малой октавах — по договоренности мастера и заказчика — и назывались хрипками.
В верхней части встраивался дополнительный клапан — писчик, настроенный во второй октаве (обычно это доминанта основной тональности). Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. На сжим и разжим звучали два разных трезвучия. Клавиши на левой стороне ливенки нажимаются большим пальцем левой руки, клавиши на торцевой части — указательным пальцем левой руки.
Размеры гармоник были разными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры — 22-30 см высоты и 8-9 ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным, поэтому мастера увеличили его, нарастив количество борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров.
Плечевых ремней на нашем инструменте нет. На обратной стороне грифа правой клавиатуры крепится ремешок (петля), куда вставляется большой палец правой руки. С левой стороны торца крышки прикреплен неширокий ремешок, который охватывает кисть левой руки. Корпус гармоники упирался различным орнаментом из соломки.
Набор мелодий, исполняемых на ливенке, был небогат, поскольку звукоряд был не натуральным, а миксолидийским, т.е. смешанным. Появление такого звукозаряда связано с особенностями местного фольклора. Диапазон ливенских гармоник различен. Г.Благодатов в книге «Русская гармонь» описывает ливенку с диапазоном 8 клавиш от «соль» 1-й октавы до «соль» 2-й октавы. В «Справочнике по гармоням» А.Мирека описывается инструмент с диапазоном 12 клавиш от «до» 1-й октавы до «соль» 2-й.
У ливенки, по словам В.И. Занина, очень длинные, почти в 2 метра меха. В ней 40 складок, так что когда меха растягиваются, гармоникой можно опоясаться. Вот эти меха и придает экзотическую самобытность инструменту. Кроме того, у него оригинальные басы. Играешь — и кажется, подыгрывает тебе рожок, сопелка, жалейка. Такое восприятие обеспечивает басовый строй, состоящий из «хрипунчиков», «барабанчиков», «пискунчиков». Эти шутливые названия басов не случайны, они довольно точно выражает звучание.
Из рассказов старожилов известно, что в конце XIX в. гармоника изготавливалась только кустарным способом в окрестных деревнях Сосновке и Речице некими Тюриным и Нечаевым. Одним из самых маститых мастеров и виртуозным исполнителей слыл Вахнов. Он первым сделал попытку создать ансамбль гармонистов. Среди старейших мастеров обязательно надо вспомнить Ивана Федоровича Занина, который начал делать ливенки еще в 70-е годы XIX века. Его гармонь хранится в Орловском краеведческом музее.
После Отечественной войны созданием гармоники занимались такие мастера как Н.И. Нестеров, М.В. Мохов, Д.В. Сопов.
В настоящее время в Ливнах есть один мастер по изготовлению и ремонту гармошек Кудрявых Константин Федорович.
СССР — брат близнец Третьего Рейха, с той, лишь разницей, что последний просуществовал 12 лет, а первый минимум 74 года, и нельзя однозначно констатировать, что на сегодня он полностью прекратил свое существование. Соответственно и размеры зла, принесенного миру тем и другим несоизмеримы.
Третий Рейх — это детский лепет по сравнению с СССР.
Месяц-два назад несколько раз замечал на барахолке точно такой, только синий, стоил 80 рублей, купить подмывало ужасно, только никак не мог придумать зачем он мне нужен. Итак хламу полно. Так и не купил.
А вот нам не разрешали пользоваться подобными пеналами. Ни пластмассовыми ни металлическими. Это называлось «гремучий пенал» и запрещалось к использованию, т.к. своим «грохотом» мешали уроку. Допускались «мягкие» из ткани или полиэтилена.
В начальных классах у меня был именно такой пенал. А когда я пошел в первый класс, то нам, всем первоклашкам, подарили металлические пеналы с каким-то рисунком и альбомы для рисования. У меня даже фотография где-то была, как мы стоим с этими альбомами и пеналами. Я отчетливо запомнил, что многие пользовались подаренными пеналами несколько классов. ))
Со школьными каникулами и конкретно с детством он у меня, конечно, тоже ассоциируется. Но слава те, господи, о том, чтобы проходила ассоциация с мечтами… не могло быть и речи никогда.
До сих пор наиболее близко и ценимо мною Советское кино, осталось изрядно (10-20, может больше) фильмов, которые не устарели даже сейчас, с удовольствием их иногда смотрю.
«Неуловимые» к ним не относятся.
Сюжет — фантастическое большевицкое фуфло.
Режиссура на 4-
Игра актеров (даже хороших) на 3-, с натяжкой
Вот хорошие Советские фильмы — другое дело
(Это только мое мнение)
Про «роскошнейшее демократическое ФУФЛО», увы, ничего сказать возможности не имею, т.к. его не видал, телевизор не смотрю уже несколько лет, про кино ваще разговора нет.
А раньше любил «Советское кино». Есть несколько десятков хороших советских фильмов с ~1960 по ~1987, «Неуловимые», на мой взгляд, к ним и близко не лежали.
Так на 3, 6 и 8 — почти одно и то-же. Классический утюг за 7 рублей. Без отпаривателя, зато ровная подошва без аляпистых дырок, за которые цеплялась ткань. После «прижигания» можно было оттереть пемоксолью и подошва становилась как новая. Разбирать только геморно — надо было сбоку, под ручкой, открутить две гаечки на 8 и снимался верх, хотя если учесть его надежность это требовалось редко, а то и не требовалось вовсе.
На мой взгляд совершенно очевидно, что плюсов в СССР было больше, чем минусов (имею в виду эпоху Брежнева). Горбачев же под лозунгом «перестройки» просто развалил Советский союз! Да, необходимо было что-то перестроить, но разваливать такую страну было преступлением!!!
Ливенская гармошка
Без явного преувеличения ливенскую гармонику можно назвать жемчужиной среди народных инструментов подобного рода. Ее биография началась около 150 лет назад. Восхищались ею Иван Тургенев, Лев Толстой — по преданию он специально приезжал в Ливны на ярмарку, чтобы послушать ливенку. О ней писали Николай Лесков, Иван Бунин. Константин Паустовский, Савелий Леонов, слагали стихи поэты Сергей Есенин, Дмитрий Блынский, Михаил Беляев…
Ливенка — старинный инструмент, простой и легко доступный для музыканта. Ведь она является одним из изначальных вариантов русской ручной гармоники. И нет у нее точной даты рождения, не сохранилось имени ее создателя, как нет таковых у ее землячки — плешковской игрушки.
В 1860 году тульские мастера наладили производство гармоники, взяв на вооружение образец с немецким музыкальным строем, у которого, впрочем, бы был один недостаток: в жиме и разжиме мехов исходил звук разной высоты, Ливенские мастера, к чести своей, недостаток устранили да еще привнесли ряд других изменений и тем самым, по сути, создали новый оригинальный инструмент прогрессивной конструкции.
Распространение ливенки не ограничивалось пределами одной Орловской губернии, в конце 60-х годов XIX века крестьянин Троицкой волости Вятской губернии Иван Шишкин, переняв навык ливенских мастеров, начал изготавливать гармонику вятку. Еще долго конструкция оставалась непревзойденной, но и вытесняемая новыми гармониками, она увековечила свои национальные особенности в вятке, хромке и баяне. На ее же основе была создана в Ельце рояльная гармоника.
Сначала ливенка была одноголосой, позже инструмент начал появляться двух- и трехголосым: при нажатии одной клавиши открывались два-три клапана и звучали 2-3 звука в октаву.
На правой клавиатуре располагалось 15 кнопочек, которые мастерились из перламутровых пуговичек. Эти, в своя очередь, делались из раковин моллюсков, извлеченных из реки Сосны. Располагались они в один ряд.
На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» — одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположении звучали кварта или трезвучие.
С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные во 2-й или 1-й малой октавах — по договоренности мастера и заказчика — и назывались хрипками.
В верхней части встраивался дополнительный клапан — писчик, настроенный во второй октаве (обычно это доминанта основной тональности). Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. На сжим и разжим звучали два разных трезвучия. Клавиши на левой стороне ливенки нажимаются большим пальцем левой руки, клавиши на торцевой части — указательным пальцем левой руки.
Размеры гармоник были разными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры — 22-30 см высоты и 8-9 ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным, поэтому мастера увеличили его, нарастив количество борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров.
Плечевых ремней на нашем инструменте нет. На обратной стороне грифа правой клавиатуры крепится ремешок (петля), куда вставляется большой палец правой руки. С левой стороны торца крышки прикреплен неширокий ремешок, который охватывает кисть левой руки. Корпус гармоники упирался различным орнаментом из соломки.
Набор мелодий, исполняемых на ливенке, был небогат, поскольку звукоряд был не натуральным, а миксолидийским, т.е. смешанным. Появление такого звукозаряда связано с особенностями местного фольклора. Диапазон ливенских гармоник различен. Г.Благодатов в книге «Русская гармонь» описывает ливенку с диапазоном 8 клавиш от «соль» 1-й октавы до «соль» 2-й октавы. В «Справочнике по гармоням» А.Мирека описывается инструмент с диапазоном 12 клавиш от «до» 1-й октавы до «соль» 2-й.
У ливенки, по словам В.И. Занина, очень длинные, почти в 2 метра меха. В ней 40 складок, так что когда меха растягиваются, гармоникой можно опоясаться. Вот эти меха и придает экзотическую самобытность инструменту. Кроме того, у него оригинальные басы. Играешь — и кажется, подыгрывает тебе рожок, сопелка, жалейка. Такое восприятие обеспечивает басовый строй, состоящий из «хрипунчиков», «барабанчиков», «пискунчиков». Эти шутливые названия басов не случайны, они довольно точно выражает звучание.
Из рассказов старожилов известно, что в конце XIX в. гармоника изготавливалась только кустарным способом в окрестных деревнях Сосновке и Речице некими Тюриным и Нечаевым. Одним из самых маститых мастеров и виртуозным исполнителей слыл Вахнов. Он первым сделал попытку создать ансамбль гармонистов. Среди старейших мастеров обязательно надо вспомнить Ивана Федоровича Занина, который начал делать ливенки еще в 70-е годы XIX века. Его гармонь хранится в Орловском краеведческом музее.
После Отечественной войны созданием гармоники занимались такие мастера как Н.И. Нестеров, М.В. Мохов, Д.В. Сопов.
В настоящее время в Ливнах есть один мастер по изготовлению и ремонту гармошек Кудрявых Константин Федорович.
Третий Рейх — это детский лепет по сравнению с СССР.
До сих пор наиболее близко и ценимо мною Советское кино, осталось изрядно (10-20, может больше) фильмов, которые не устарели даже сейчас, с удовольствием их иногда смотрю.
«Неуловимые» к ним не относятся.
Сюжет — фантастическое большевицкое фуфло.
Режиссура на 4-
Игра актеров (даже хороших) на 3-, с натяжкой
Вот хорошие Советские фильмы — другое дело
(Это только мое мнение)
и детскими мечтами
но комсомольцем всегда хотелось стать )))
А раньше любил «Советское кино». Есть несколько десятков хороших советских фильмов с ~1960 по ~1987, «Неуловимые», на мой взгляд, к ним и близко не лежали.
Но, каюсь, и сам смотреть любил, больше того, пару-тройку дней назад в очередной раз смотрел :)))))))))))))))