Операция Ы: детали (часть II)

Операция Ы: детали (часть II)


НАВАЖДЕНИЕ

Из-за общеизвестных особенностей сценария многие пейзажи в этой новелле дублируются, поэтому в описании мы их объединили.

Пейзаж первый: «Политехнический институт»

Этот пейзаж кинематографисты «слепили» из нескольких, снятых в совершенно разных местах.



«Политехнический институт», как мне рассказали люди, хорошо помнящие Москву 1960-х — это Институт элементоорганических соединений РАН им. А.Н.Несмеянова (ИНЕОС) на улице Вавилова, 28 (здание построено в 1962 году). В этой сцене стоит обратить также внимание на стильные автоматы газированной воды «Харьков» — красные, с хромированными деталями.



Во дворе ИНЕОС мало что изменилось с 1964 года. А вот когда камера смотрит наружу из двора института, то вид открывается не на улицу Вавилова (там была и есть стильная, но для фильма скучноватая автобаза «Академавтотранс»), а на какой-то почти что курортный пейзаж.


«Курортная» дорожка возле института снималась на Мосфильме. Этот простой вывод я сделал после многократного просмотра эпизода: на одном из кадров удалось разглядеть на дальнем плане небольшой пруд и ограду за ним. Пришлось долго вспоминать, где в Москве может быть такое место, пока не понял, что видел такой пруд прямо возле киностудии



Не выходя из дома, я смог окончательно подтвердить эту версию, проверив план местности и датировку домов. Более ранний по виду дом напротив пруда — это Мосфильмовская, 6 (1957 г.).



Характерный для конца 1950-х дом с лозунгом на крыше — это Мосфильмовская, 2, построенный в 1958 году.



А вот удобное для изучения конспектов развесистое дерево снято, судя по всему, в Ялте



Еще одно отчетливо узнаваемое место — это скульптура студента с книгой у главного здания МГУ, у которого Шурик пытается подсмотреть ответы к экзамену. Когда показывают статую, на заднем плане виден автобус ЗИЛ/ЛИАЗ-158.

Пейзаж второй: трамвай


«Наваждение» — романтическая новелла. А раз она романтическая, то в ней самый романтический вид транспорта — изящный трамвай Татра-3.

Снимавшийся в фильме вагон Татра-3 под N530 был приписан к Бауманскому депо, расположенному на Сельскохозяйственной улице, недалеко от ВДНХ. Именно там — в 1-м Сельскохозяйственном проезде, рядом с местом, где в конце 1990х находился ныне разрушенный Музей городского транспорта — и снимался этот эпизод.

Татра N530 была из первых партий чешских трамваев, поступивших в Москву: с узкими форточками, двумя дверями, широким маршрутоуказателем. В Москве двухдверных Татр уже не осталось, но в некоторых российских городах они еще ходят (вот его фото, сделанное в Туле и интерьер вагона несколько поздней модели в Ульяновске).

Табличка маршрута N5, укрепленная на вагоне — бутафорская. На ней написан тот же незамысловатый маршрут «Вокзал — Заречье», что и на автобусе из «Напарников».



Обратите внимание, как живописно дымит труба за Сельскохозяйственной улицей — вероятно, топят углем. Садятся в трамвай Шурик и Лида в районе дома 5 по в 1-му Сельскохозяйственному проезду, а выходят практически за углом — у дома N2 по улице Сергея Эйзенштейна (на заднем плане виден дом N 129 по Проспекту Мира).



В следующем кадре они уже идут по площади Борьбы, что неподалеку от метро «Новослободская». На заднем плане хорошо виден дом N11 по Перуновскому переулку. Это место за сорок лет изменилось не очень сильно — разве что в сквере поставили памятник героям повести Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».



По площади едет трамвай МТВ-82А — самый распространенный московский трамвай тех лет. Обратите внимание на его раскраску. Это — классическая родная раскраска этих вагонов. Впоследствии стандарт был изменен, и их перекрасили. Последние трамваи МТВ ушли с улиц Москвы в начале 80-х.

В этом же эпизоде в кадр попадает фургон ГАЗ-51. Скорее всего, изготовлен он в АРЗ Мосавтотранса и носит индекс У-122. Раскраска этого «газончика» типична для шестидесятых: белая с голубым.

Пейзаж третий: люки



Этот коротенький эпизод следует описать отдельно. Хотя место нам точно не известно, есть очень сильное подозрение, что снят он в Ялте. Обратите внимание на дореволюционный дом с двойными балконами на кадре Лидой, увидевшей, как упал в люк Шурик: таких нет ни в Москве, ни в Питере.

Пейзаж четвертый: пешеходный переход



В эпизоде, где Шурик и Лида «вслепую» переходят улицу, увлеченно читая конспект, мы видим «Волги» первого и второго выпусков, а также РАФ-977В. Чуть позже к «Волгам» добавляется красавец ЗИМ с белыми ободками шин.

Когда Шурик и Лида вторично идут по этому переходу, машин там становится уже гораздо больше. В основном, это все те же «Волги», но РАФ уже другого цвета, а ЗИМ с обычными шинами и с шашечками такси на боку.



На кадре с пешеходным переходом и старым светофором — неизвестное нам место. Возможно, это университетский парк на Ленинских горах. Другое предположение — съемка вообще велась не в Москве, а в Одессе или Ялте.

Переход через улицу — Москва, бульвары между МГУ и смотровой площадкой Ленинских гор.

Пейзаж пятый: толпа с книгами



Сцена с книгами снята на Комсомольском проспекте у дома 48/22 на углу с Фрунзенским валом — совсем недалеко от тех мест, где Шурик дрался в автобусе с Верзилой.

Очевидно, эту сцену также снимали в два приема: первые кадры сделаны в пасмурный день на Комсомольском проспекте, затем на экране уже солнечный день, а ларек с книгами стоит уже на Фрунзенском валу.

На заднем плане видна раннехрущевская панельная многоэтажка (N47) и кусочек сталинской «полувысотки» N45.



Еще в одном из кадров виден троллейбус МТБ-82, выпускавшийся с 1940-х. В шестидесятые годы их было все еще очень много, а последние ушли с улиц Москвы в середине 70-х годов.

Пейзаж шестой: дом Лиды



Этот эпизод снят в Одессе, судя по найденной информации — на Пролетарском бульваре, 22. Красивая стеклянная дверь и цветастый козырек подъезда (единственный на доме), очевидно, установлены специально для киносъемок. Другие подъезды этого и соседних домов выглядят иначе — козырьков на них нет, а угрюмо-коричневые двери носят явные черты позднесталинского стиля.

Сейчас этот двор стал значительно темнее — деревьев много и высокие. Вот этого просвета, где виден дом с круглым окном, уже нет: там построено одноэтажное строение — бывший магазин, он сейчас заброшен. А вообще вокруг там построено много новых 10-этажных т.н. элитных домов.

На первом этаже со стороны двора скорее всего квартиры, а вот со стороны Французского бульвара — детская библиотека и бильярдная. Раньше был какой-то клуб или что-то типа того. Насколько я понимаю, этот дом выбрали по очень простой причине — самый ближний к Одесской киностудии. Есть один еще ближе, но там двор поменьше.



Для меня особенный интерес представляет трехэтажная сталинка на заднем плане — в Москве таких нету. А, как я уже писал, малоэтажные ансамбли — моя большая слабость.

Эпизоды внутри дома снимали на Мосфильме. В окно у Лиды виден красно-желтый отчетливо довоенных форм «дом» с круглыми чердачными окнами-иллюминаторами, высоким карнизом с балюстрадой и сплошным остеклением лестничных клеток.



Скорее всего, дом с «иллюминаторами» — или сильно увеличенная и отретушированная фотография какого-то реального дома, или просто старая декорация, использовавшаяся еще в фильмах 1930-50-х.

ОПЕРАЦИЯ Ы



Эта новелла стала самой сложной в топографическом плане — она почти целиком снята в Ленинграде, который мы знаем далеко не так хорошо, как Москву. А потому, вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. Главное, что я попытался сделать — показать потенциально опознаваемые участки застройки и отдельные здания. Так что теперь вся надежда на знатоков-петербуржцев.

Главный автомобиль этой новеллы — «инвалидка» С-3А производства Серпуховского механического завода. С ней связаны две замечательных шутки:



1) Внушительных размеров Бывалый (Моргунов) разворачивает инвалидку на месте. Снять столь эффектный эпизод позволили небольшая масса машинки и скользкая поверхность под ней — лед, присыпанный снегом.



2) А вторая шутка за давностью лет большинству зрителей уже не понятна. Связана она с автомобильным номером, который вешают на инвалидку в целях конспирации. Это совсем старая желтая серия номеров (ГОСТ 1946 года, выдавались с 1947-го), действовавшая до введения в действие в 1959-м более привычных номеров с белыми буквами на черном фоне. Номер, который повесили на «инвалидку» — дипломатический!

Пейзаж первый: рынок



Съемки происходили на Тишинском рынке.



В первой половине 1990-х Тишинский рынок был снесен. Сейчас на его месте крупный торговый центр треугольной формы. На старом рынке были деревянные павильоны советской постройки, а вокруг него — дома дореволюционной и советской постройки.



Бутафорская вывеска — «Зареченский колхозный рынок» — продолжает тему автобусно-трамвайных табличек. А вот вывески на павильонах — вполне настоящие.



В эпизоде с «инвалидкой» на рынке задействован фургон на базе ГАЗ-51. Именно его водитель произносит знаменитую фразу: «Где этот чертов инвалид?».

Фургон на рынке, похоже, хлебный. Такие изготавливались мастерскими «Мосавтотранаса» и «Мосхлебтранса».

Пейзаж второй: сарай



Большие дровяные сараи-кладовки составляли неотъемлемую часть всех дворов до 1960-х годов. Массовый их снос в крупных городах начался с массовым переходом на централизованное отопление от котельных или ТЭЦ. Хранить дрова стало незачем, и территорию освободили для других целей.

Впрочем, в большинстве российских городов подобные сараи во дворах — не такая уж редкость и поныне.

Пейзаж третий: окрестности склада



Сьемки сараев «Операции Ы» в Ленинграде проходили на Охте, во дворе домов 25/1 и 27/1 по Новочеркасскому проспекту. Мы жили в этом дворе и родители рассказывали об этом событии. Сейчас на этом месте находится помойка и больше ничего, а раньше, действительно, стояли именно эти сараи с заборами и помещения для дворников, помню это по своему раннему детству.

Вот несколько видов, снятых как бы в окрестностях склада:



Мрачноватая дореволюционная арка с решеткой ворот. В правой части кадра, похоже, дверь дворницкой.



За спиной у Труса, похоже, двухэтажный особняк в стиле модерн. Какой именно — определить пока не сумел…



К неработающему автомату Шурик бежит мимо мрачноватого и монументального дома первой половины ХХ века. Как подсказал нам коренной петербуржец Владимир, это особняк Покотиловой (Каменоостровский, 48), построенный в 1909 году по проекту архитектора М.С. Лялевича (вот его современное фото). Перед нам вид на боковой фасад со стороны переулка. Сейчас это задворки строительства отеля на Карповке (лет 15 уже строят).



Деревянная двухэтажка справа выглядит немного бутафорски. Впрочем, похоже, она все-таки настоящая, в отличие от снега, который из-за оттепели пришлось заменять ватой и другими подручными средствами.



И вот перед нами снова кусочек старого Питера: деревянный забор, дореволюционная двухэтажка и громадина доходного дома.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Несмотря на то, что фильм снимался сразу в трех городах, перед нами очень цельная и единая картина идеального советского города 1960-х. Мы видим светлые пятиэтажечные новостройки на окраинах и невысокие, уютные домики прошлого века в центре города; большой рынок с деревянными павильонами и парки с красивыми сталинскими скамейками; послевоенные двухэтажки под тополями и деревянные галереи сараев и складов; красно-желтые трамваи и темные арки подворотен.

7 комментариев

avatar
Искренне признателен автору, или авторам! Проделана огромнейшая и интереснейшая работа! Лично меня всегда очень интересовало — где снималась моя самая любимая кинокомедия.
Еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
С уважением, zis5.
avatar
Простите за назойливость, но хочу добавить маленькую мыслишку — а почему бы авторам не создать целую книгу — ну там, например, — \«по следам киногероев\»…
Ведь кроме \«Операции Ы\» есть \«Деловые люди\», \«Кавказская пленница\» и еще масса любимых фильмов!
Лично я купил бы такую книгу с превеликим удовольствием!
С уважением, zis5/
avatar
Хорошая мысль, но книгу создать очень трудно
avatar
Интересный рассказ! У меня в детстве однажды за просмотром какого-то фильма появилась идея. Вот как было бы здорово, если бы можно было снять стекло телевизора и залезть в действие фильма! С возрастом желание несколько видоизменилось =) Мне нынче хочется забраться через телевизор в какой-нибудь фильм на экскурсию в то время. Нет, я не хочу остаться жить в 50х или ещё когда. Отдавая должное хорошему, что тогда было, всё же я не склонна идеализировать прошлые советские времена. Но погулять там, потрогать руками настоящие старые вещи, прокатиться на ТЕХ автомобилях. Тогда ведь даже передние сиденья не были разделены на кресла. И спереди и сзади были диванчики. Эх… Авторам удалось немножко приблизить меня к моей несбыточной мечте! =)) Спасибо.
avatar
Интереснейший рассказ. Очень благодарен автору!
avatar
Очень интересно! Благодарю!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.