Расстрел Дома советов.
Гражданская война – эта всегда трагедия. Когда она происходит у тебя под окнами – ты это ощущаешь особенно отчетливо. Именно так было со мной ровно 16 лет назад, во время расстрела Дома советов, где ныне собирается правительство нашей страны («Белый дом»). В результате тех событий погибло только по официальным данным 150 и ранено более 300 человек. Однако по неофициальной информации, убито было более 1000 человек только сторонников Верховного совета.
Все эти события произошли в центре Москвы. И тем более странно, что потом их всеми силами постарались забыть. Даже мои ровесники уже не помнят, как около нашего дома двое суток стояли БТРы и доносились автоматные очереди. Именно поэтому забывать столь неудобную для властей дату: 3-4 октября 1993 года не стоит. Ведь из танков в сердце столицы палят не каждый день, и не каждый день колонна ОМОНовцев бежит от пенсионеров и студентов.
Суть конфликта между президентом тогда уже России Борисом Ельциным и депутатами Верховного совета была в разногласиях о дальнейшей политике. Первый предлагал «демократические реформы», результата которых известен каждому: страна откатилась в своем развитии лет на 50 назад – до уровня 1945 года. Вторые представляли собой консервативное крыло, настаивали на ужесточении мер по борьбе с преступностью и прочих жестких шагах. Их лидерами был Вице-президент Александр Руцкой и председатель Верховного совета Руслан Хасбулатов.
В марте 1993 сторонники последних организовали на Ленинском проспекте демонстрацию с участием более 500 человек, которая была разогнана ОМОНом. Эта «первая кровь» стала предвестником более вопиющего насилия. В сентябре Б.Ельцин подписывает указ о роспуске Верховного совета, на что, по действовавшей тогда конституции не имел права. Конституционный суд признал документ незаконным. Однако во исполнение своего решения президент предпринял конкретные шаги: «Белый дом» был оцеплен милицией, блокирован поливальными машинами, по его периметру была натянута колючая проволока. В здании отключают воду, электричество, отопление. Любой, кто пытался пройти к зданию, подвергался жестоким избиениям.
3 октября 1993 сторонники Верховного совета вышли на демонстрацию на Садовое кольцо и перекрыли движение автотранспорта. В основном это были обычные москвичи. Акция была разрешена Моссоветом. Однако в районе метро «Смоленская» людей встретила живая цепь из ОМОНа. Толпу демонстрантов окотили из брандспойтов и попытались разогнать дубинками. Однако это не удалось. Сторонники Верховного совета забросали милиционеров камнями, и те отступили. ОМОНОвцы, обозленные на людей, открыли по ним огонь из пистолетов и автоматов – личного оружия. Однако и это не подействовало – протестующие прорвали оцепление милиции, захватив несколько стволов, омоновских щитов и дубинок.
Вот что рассказал один из участников событий, майор Олег Солодовченко, командир роты спецназа Внутренних войск МВД: «Когда к нам ринулась толпа, я увидел своего отца с деревянным колом в руках. Началась драка между бойцами нашей роты и протестующими. Меня ударили чем-то тяжелым по голове, я упал и очнулся через день в больнице».
На сторону демонстрантов перешело некоторое количество милиционеров. Вскоре ими была снята блокада «Белого дома». Хасбулатов и Руцкой призвали людей штурмовать телецентр Останкино, мэрию и кремль. Под руководством генерала Альберта Макашова сторонники Верховного совета захватывают здание мэрии на Новом Арбате. Ю.М. Лужкова – градоначальника столицы в этот момент там не было.
Вечером неорганизованная толпа на захваченных у милиции грузовиках выезжает на штурм телецентра на ул. Акалемика Королева. В их рядах – несколько ветеранов войн в Афганистане, Приднестровье, Югославии. Из этих людей формируется штурмовая группа, которой удается захватить первый этаж здания, при этом погибает боец спецназа МВД Николай Ситников. Однако оказалось, что другие этажи хорошо укреплены спецназом, которые открывают шквальный огонь сначала по штурмующим, потом по собравшийся толпе. Погибает более 50 человек, среди них – женщины и подростки, а также ирландский журналист Пек Рори.
Здесь есть видеоматериал (с достаточно предвзятым комментарием, но снятый неплохо о событиях 03.10.1993.)
В ночь на 04. октября по приказу Ельцина и Павла Грачева, в то время – министра обороны России, в Москву входят войска их состава Таманской дивизии. К тому моменту вокруг «Белого дома» расположились его сторонники, которые приехали из других городов страны. Среди них – множество женщин, подростков и пенсионеров. Они развернули туристические палатки, где собирались переночевать. Танки, верные Ельцину и Грачеву, сначала раздавили эти нехитрые жилища, потом заняли Горбатый мост – наиболее удобную огневую позицию. В 04. часа ночи БТРы, БМП и танки открывают по зданию Дома Советов огонь из всех имеющихся средств. Их поддерживает пехота таманской дивизии. Всех, кто пытается выйти из здания и прилегающей к нему территории подвергались жестоким избиениям, несколько женщин из числа защитников «Белого дома» были изнасилованы ОМОНОвцами. К середине дня 04. октября 1993 года спецподразделения ФСБ России занимают ряд этажей «Белого Дома», им сдаются Руцкой, Хасбулатов, Макашов. Власти поспешили сообщить о «более ста погибших случайных прохожих». Однако комиссия по установлению точного их количества после своего создания была быстро распущена. А по Москве-реке были пригнаны баржи, в которые в ночь с 04. на 05. грузили тела убитых и увозили в неизвестном направлении. Очевидцы позднее заявили о более 1000 погибших. Сюжет о расстреле Дома советов, сделанный журналистами США.
В декабре 1994 года Ельцин проводит референдум, где принимается новая конституция России. Она дала более широкие полномочия главе государства, чем предыдущая. Так завершилась первая в истории постсоветской России гражданская война. После кровавых событий октября 1993 года мало кто обратил внимание на следующие факты: — Основные участники конфликта: Борис Ельцин, Руслан Хасбулатов и Александр Руцкой — пришли к власти в составе одной команды, возглавившей РСФСР в 1990 году и начавшей политические и экономические реформы в стране. За два года до событий октября 1993 года были союзниками и выступали вместе против ГКЧП. Всех руководителей «антиельцинского путча» уже в декабре 1994 года амнистировали. — Среди погибших и раненых нет ни одного депутата Верховного Совета, ни публичных политиков, выступавших как на одной, так и на другой стороне вооружённого конфликта. -«Высотка» на Новом Арбате, 36, захваченная 3 сентября вооружёнными сторонниками Верховного совета, не являлась единственным зданием мэрии Москвы. В частности, рабочий кабинет мэра Москвы Юрия Лужкова находился на Тверской, 13 — в другом районе города. — Руководивший силами милиции и ОМОНа в октябре 1993 глава МВД Виктор Ерин получил звание героя России за свои действия во время тех событий. Сейчас он – зам. Директора Службы внешней разведки России.
6 комментариев
Было очень интересно.
Но все таки кино это не жизнь, интересно было бы услышать мнения тех кто там был.
Надеюсь последняя