Велосипеды из детства

Этот пост о велосипедах из детства.

1. Школьник.
Велосипед, рассчитанный на рост школьника младших классов.


2. «Кама» — тяжелый складной велосипед с рамой без верхней трубы, с маленькими, но широкими колёсами, обклеенный блестящими наклейками и производящий впечатление «импортного».

Его ближайший аналог — «Десна» и «Аист».

3. «Десна».


4. «Аист». Конструктивно – полная копия «Десны», похожий на «Каму», но не с прямой рамой, а с изогнутой.


5. «Салют-С» — складной велосипед с колёсами большего диаметра, чем у «Камы», удобный для перевозки как в машине, так и в общественном транспорте.


Некоторым счастливцам покупали велосипед «Салют» или «Уралец». В отличие от складных, рамы этих велосипедов были полноценными ромбовидными — то есть чисто мужскими. Еще одна занятная модель велосипеда — «Сура». Этот велосипед выглядел, как «Урал», но с дамской рамой.

6. «Орлёнок»
В той же возрастной категории, что и «Кама», но в нескладном виде и с диаметром колёс, как у «Салюта», продавался литовский велосипед «Орлёнок» и его женский аналог — «Ласточка».
Было две модели. Рама поздней модификации «Орлёнка» является почти точно уменьшенной рамой модели «Украина», в то время как рамы предыдущих выпусков имели характерную верхнюю трубу рамы, переходящую в верхние части перьев задней вилки.

У меня были оба: сначала старая модификация


потом новая модель

Только мои оба были зелеными.

7. «Эврика»

Удалось поездить несколько дней, взяв такой велосипед в пункте проката. При этом, у меня был свой «Орлёнок», как удалось уговорить родителей на такой небесплатный тест-драйв, не помню.
Впечатления остались положительные, особенно нравились пружинки у руля :)

8. «Украина»

К классическим дорожным велосипедам того времени относились «Урал», «Украина», «Минск» и «Дорожный». Дети зачастую катались на отцовских велосипедах, находясь сбоку под верхней трубой рамы, не имея возможности достать до педалей, сидя на седле. Также для детей подходил велосипед с дамской рамой.

Велосипеды украшали и совершенствовали, кто как мог.
Самые популярные элементы тюнинга:
* На колесо крепились два и более катафота;
* Спицы колеса оформляли с помощью деталек из детских конструкторов (маленькие белые пластиковые брусочки с пазами) или обматывали две соседние спицы тонкими одножильными проводами с цветной изоляцией.
* Между спицами наматывался строительный утеплитель, представляющий собой «колбаску» белого или серого цвета (у нас назывался «каучук»). При полном заматывании всего колеса ездить становилось тяжело – возрастала масса колеса, и чувствовалось сопротивление боковому ветру. Велосипед на большой скорости ехал с характерным шумом, а внешне напоминал гоночный.
* Из прищепок и картона или кусков пластика со стройки делались трещотки для колёс;
* Из резиновых ковриков или линолеума сооружались брызговики;
* Для красоты руль и раму можно было обклеить синей, красной или чёрной изолентой;
* Полоска из камеры на втулке переднего и заднего колёс крепилась для чистоты;
* Демонтаж багажника и «подъём» крыльев для придания велику вида спортивного мотоцикла;
* Сидение оклеивалось бахромой;
* Зеркало заднего вида некоторым казалось необходимым элементом велосипеда;
* Прикреплялись одна или две динамо-машины, велосипед обвешивался фарами. Колёса при этом крутить было почти невозможно.

19 комментариев

avatar
Никак не могу просто так пропустить этот завораживающий пост, так как всё мое детство прошло на двухколесном друге. Школьник — это моя несбывшаяся мечта детства. Потом у нас появился велосипед Орленок, на нем ездил старший брат, но когда научился кататься и я, мы начали драться за этот велик. Некоторое время спустя ему купили Аист, а я стал счастливым хозяином Орленка. Потом и отец себе купил какой-то взрослый велосипед, я не помню его марку, но точно не Украина, его был получше. На велосипедах мы делали все, что можно, играли во всевозможные вело-игры, ездили в магазин, гоняли купаться на ставки, ездили с родителями на дачу. Пешком, практически, не ходили, только на велике. В нашем подвале у нас был и гараж и веломастерская, там я починял и марафетил (практически всем тем что описано в статье) своего двухколесного друга. А когда мы еще подросли, то брат пересел на велосипед отца, а я на Аист. А вскоре и брат вырос из велосипедов и на большом стал кататься я. Наши велосипеды прожили с нами где-то лет 15 и здоров нас выручали. Ну, а когда мы все выросли и в семье появилась машина, то батя кому-то то ли выменял, то ли продал наши велики. Может они еще кому-то служат верой и правдой до сих пор.

Спасибо, AOZ, замечательная статья! ;-)
avatar
А эта такая особенность перечисленных великов: с каждым из них в детстве удалось «пообщаться» хотя бы немного. Например, как я написал, у меня были «Орлёнки», удалось покататься на «Эврике», а также «Школьнике», «Каме», «Салюте-С», «Десне», которые были у друзей во дворе, а еще сборном взрослом велосипеде с дамской рамкой. «Под рамой» на взрослом велосипеде я лично не ездил, а только видел со сторону такой «трюк». На «украинообразный» велосипед марки «ПВЗ» я пересел, когда до педалей уже дотягивался. Езжу, кстати, изредка на нем до сих пор.
avatar
А такого как у нас с сестрой нет! У нас было по велосипеду марки «Ласточка». «Орленок» был один на двоих в детстве, а до него тоже двухколесный маленький велосипед, но названия его я не помню.
avatar
Да, видимо велосипедов «Ласточка» было не так много. Честно говоря, до написания этой заметки я его ни разу не встречал. И к сожалению, картинки хорошего качества для статьи найти не удалось.
avatar
я тоже не разу не видел
но картинки у меня есть
велосипед Ласточка

велосипед СССР Ласточка

велосипед Ласточка
avatar
Спасибо за дополнение.
avatar
Спасибо за статью! Действительно, все модели такие знакомые.
Когда мне было 9 лет, мне решили купить Каму, но достать ее не получилось и в результате мне купили Салют-С. Сначала я вроде как немного расстроилась, он казался таким огромным, зато потом я с ним так «сжилась», а уж после того как попробовала покататься на Каме и Аисте поняла, что свой Салют ни на что не променяю :) Как мне показалось, из-за размера колес у них ход был намного тяжелее.
avatar
А мне ход Салюта-С кажется весьма тяжелым. Пару лет назад пришлось поездить на таком: по-сравнению с «Украинами» намного сложнее.
avatar
Да, уходя от погони на Аисте приходилось крутить педали как следует, если тебе на хвост сел кто-нибудь на взрослом велике…
avatar
я ещё был вот такой Вариант
Велосипед СССР
  • che
  • 0
avatar
КЛАССика! У нас на таком до сих пор в деревне дети ездят. Но я про велики для малышей писать не стал, т.к. уже было.
avatar
Ретро-Велосипеды)Мой был(салют), как научная лаборатория))как я его только не испытывал на прочность! Спасибо за пост
avatar
А я, в основном, вешал разные фары, фонари и другой декоративный тюнинг. А сейчас у меня на велике ничего нет, последним снял счетчик пробега лет 5 назад.
avatar
Я на «Эврике» отъездил три года, в свое время… Отличный велик… Только один минус, на«дыбы» было вставать тяжелей чем на «Каме»…
avatar
А я начинал ездить на взрослом велосипеде «под рамой», а до этого не катался даже на детских, сразу начал ездить на взрослом. Есть даже фото, естественно ч/б. Это был отцовский велосипед производства Пензенского завода. Мне было лет 7-8. Велосипед был очень легок на ходу. Кстати, пензенских велосипедов в магазинах у нас в Донбассе я вообще не видел. Отец покупал его ещё в начале 196х-конце 195х. Потом научился ездить на велосипеде м
  • wwwww
  • 0
avatar
А я начинал ездить на взрослом велосипеде «под рамой», а до этого не катался даже на детских, сразу начал ездить на взрослом. Есть даже фото, естественно ч/б. Это был отцовский велосипед производства Пензенского завода. Мне было лет 7-8. Велосипед был очень легок на ходу. Кстати, пензенских велосипедов в магазинах у нас в Донбассе я вообще не видел. Отец покупал его ещё в начале 196х-конце 195х. Потом научился ездить на велосипеде младший брат, и у нас появился «Орленок», который стал моим основным велосипедом, а брат стал ездить п
  • wwwww
  • 0
avatar
А я начинал ездить на взрослом велосипеде «под рамой» (у нас это называлось «в раме»), а до этого не катался даже на детских, сразу начал ездить на взрослом. Есть даже фото, естественно ч/б. Это был отцовский велосипед производства Пензенского завода. Мне было лет 7-8. Велосипед был очень легок на ходу. Кстати, пензенских велосипедов в магазинах у нас в Донбассе я вообще не видел. Отец покупал его ещё в начале 196х-конце 195х. Потом научился ездить на велосипеде младший брат, и у нас появился «Орленок», который стал моим основным велосипедом, а брат стал ездить на отцовском. Это связано с тем, что когда подростаешь, «в раме» становится ездить неудобно, а до седла на отцовском ещё не доставал. Потом у другой бабушки купили «Украину». Мы их иногда перегоняли из села в село (15-18км). Ну а потом у нас появился мопед «Верховина-5».
  • wwwww
  • 0
avatar
У меня был сначала синий «Школьник», купили где то классе в первом, потом был красный «Орленок», а потом мать отдала мне свою «Десну». Где мы с друзьями на них только не гоняли- по таким дорогам, что и у Орленка и у Десны треснул руль- пополам. Жалко было очень
avatar
А у меня была «Весна», похожа на Салют-С, только он не складывался, а разбирался на 2 части. 2 раза ломалась рама в месте соединения. Потом появился «Урал» и еще какой-то похожий на Весну, только импортный. Толи чешский, толи югославский...
Уже лет 10 я на велик не садился, надо бы обновить впечатления. 
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.