Хазанов
«Попугай» Хазанов
ХАЗАНОВ Геннадий Викторович (род. 01.12.1945) — артист эстрады, театра, кино. Нар. арт. РФ (1994). Лауреат Гос. премии (1995). С детских лет копировал чужие голоса, исполнял басни, миниатюры из юмористических журналов, ТВ и радиопередач. В 14 лет ему удалось познакомиться со своим кумиром — А.Райкиным; получил возможность бывать на его спектаклях («…в течение многих лет изучал его работы, как в микроскоп», — скажет впоследствии).
Заканчивая десятилетку (вечернюю школу), а также без особого усердия музыкальную школу, занимался в самодеятельности Московского инженерно-строительного института, участвовал в студии МГУ «Наш дом». После неудачных попыток поступить в Театральное училище им. Б.Щукина, Школу-студию МХАТ со второй попытки зачислен в ГУЦЭИ. Его педагогом стала Надежда Ивановна Слонова, в прошлом одна из ведущих актрис Московского театра сатиры, много выступавшая на эстраде. В 1969 окончив ГУЦЭИ, Xазанов — конферансье в Гос. эстрадном оркестре РСФСР под управлением Л.Утесова, с 1971 в Москонцерге.
Гастроли по всей стране начались еще в студенческую пору. Уже тогда в репертуаре появился монолог учащегося кулинарного техникума (впервые был исполнен X. в самодеятельности МИСИ, один из авторов студент этого института Л.Измайлов). Робкий, доверчивый «маленький человек», чье простодушие нередко оборачивалось житейской мудростью, мгновенно стал всеобщим любимцем. Вместе с ним к X. пришла известность. Лауреат V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1976) за исполнение монолога С.Альтова «Премия» и пародий на А.Акопяна и Н.Озерова.
Несмотря на массовый успех, не ограничивается найденной маской «кулинара», а вскоре и вовсе от нее отказывается. В 1978 он выпускает спектакль «Мелочи жизни» с участием балета Московского театра эстрады (авт. Л.Хаит, реж. Б.Левинсон, композитор В.Добрынин, худ. Э.Стенберг и М.Барт). Сатирические монологи в образах «Попугай», «Кот» надолго остались в концертном репертуаре X.; в монологе «Мечта» впервые появился трагикомический персонаж. Красочное, музыкальное второе отделение спектакля целиком состояло из пародий (на А.Пугачеву, Л.Лещенко, А.Райкина и др.), исполнявшихся как бы от имени различных персонажей «Золотого ключика». В 1981 — новый спектакль «Очевидное и невероятное» (авт. Хаит, реж. П.Хомский, худ. А.Коженкова, постановщики трюков Л. и Ю.Мозжухины). В сатирических монологах «Пыль в глаза», «Бег в мешке», «Нужная фамилия» и др. представали различные современные, «отчеканенные» артистом типажи. X. легко, изящно переходил от созданных персонажей к самому себе, артисту, обладающему врожденным даром контакта с публикой. В спектакле было много зрелищности, трюков, снова участвовал балет; в завершающей лирико-сатирической миниатюре «Инопланетянин» герой тщетно искал контакта с земной цивилизацией: «пить научится — будут контакты», — грустно заключал артист.
Сатира X. вызывала недовольство официальных лиц, с артистом беседовали, наставляли; купюры в тексте приводили к появлению новых, еще более острых реплик (стал заканчивать спектакль прямым общением со зрителями и исполнением новых концертных номеров). В 1984 последовало запрещение не только спектакля, но и публичных выступлений. Популярность артиста еще выросла, он продолжал выступать в клубах, на закрыты« вечерах, в концертах без указания в афише. Исчерпав для себя жанр монолога в образе, обращается к рассказу (»Фотография«, „Беспокойный старичок“ М.3олуенко), все меньше дорожит репризой. В репертуаре появляется ленингр сатирик М.Городинский (рассказы „Серафима“. „Удача“, „Жених“ и др.). В 1986 играет „Избранное“, решительно отказавшись от всякой зрелищности (на авансцене перед закрытым занавесом лишь стол, стул и стойка с микрофоном). Во всеоружии мастерства X. как бы вернулся к исходным рубежам, когда со своим номером оказывался один на один со зрителем. Но создание целостного спектакля увлекает артиста попрежнему. В 1987 X., руководитель и единственный актер театра МОНО, показывает премьеру „Масенькие трагедии“ (авт. Городинский, реж. Р.Виктюк, худ. В.Боер). Пять новелл Городинского в обрамлении пролога и эпилога с гоголевским текстом превратились в театрализованные рассказы, отнюдь не рассчитанные на „смеховую“ реакцию публики. В каждом артист создавал психологически углубленные характеры, настраивавшие на размышление о смысле жизни, о драматизме человеческих судеб.
Реализацией мечты о „настоящем“ театре стало участие в спектакле „Игроки“ (1992), поставленном С.Юрским на сцене МХАТ с Е.Евстигнеевым, А.Калягиным, В.Невинным и др. Процесс работы для X., по его собственному признанию, был важнее результата. Учился не только на репетициях, но и на каждом спектакле, внимательно наблюдая из-за кулис игру партнеров. Постоянное недовольство собой, ощущение девальвации эстрадной „исповеди“, самого жанра (»успели столько налгать«), а также трудности с репертуаром в связи с тем, что лучшие авторы сами стали исполнителями, приводят к длительным перерывам сольных программ X. Успешно дебютирует в кино (»Маленький гигант большого секса« Н.Досталя по Ф.Искандеру, 1993), в работе был свободен от ставшей для него теперь тяжкой необходимости слышать немедленную смеховую реакцию зала (»карьеру« киноартиста продолжил в к/ф Досталя „Полицейские и воры“ — 1997). Ощущает кризис сатиры, деструктивной по природе; в современных условиях хочет видеть свой жанр „конструктивным“. Стремится отойти от политики (хотя это ему и не удается, достаточно вспомнить его пародии на политических деятелей), направить усилия на исследование человеческих характеров. Программа „Вчера, сегодня, завтра“ (1989) о бедственном состоянии общества, бездуховности, озлобленности, трусости, подозрительности, зависти. В ней используются различные эстрадные формы: построенный на репризах диалог (»Собрание« Измайлова), монолог в образе (»Многострадальная сказка« А.Левина), рассказы „Погоня“, „Послание“ Городинского), пародия „Лев и одноглазый тигр“ Альтова. Изобразительный дар X. позволяет показать множество персонажей с помощью мимики, пластики, тембра голоса, ритма. Он по-прежнему легко вызывает смех, рискованно ходит по лезвию „примитивного“ юмора, но внутреннее мироощущение артиста вносит драматические ноты. Начинает свои программы с „примерки“ к публике, выдерживает длительную паузу — усаживается, снимает часы, листает страницы текста, внимательно наблюдая за зрителями, как бы испытывая их на „прочность“. После многочисленных гастролей за рубежом (США, Германия, Израиль и др.) в 90-е гг. изменился имидж артиста. „Свой парень“, каким он был для широкого зрителя, стал артистом (изменились костюм, прическа), установившим четкую дистанцию с публикой. Последние программы „Чужие юбилеи“ (1997), „Праздник, который всегда...“ (1998) построены, в основном, на вещах молодого автора из Томска Евгения Шестакова (»Колыбельная сказка«, „Самолет“, „Урок истории“ и др.). Много выступает на ТВ, не только с номерами (в концертах, юбилейных программах и т.д.), но и в разного рода диалогах и интервью. С 1997 худ. рук. Моск. гос. театра эстрады. Дочь Алиса — танцовщица. Окончила хореографическое училище, работает в Большом театре, училась в США в школе танца модерн.
ХАЗАНОВ Геннадий Викторович (род. 01.12.1945) — артист эстрады, театра, кино. Нар. арт. РФ (1994). Лауреат Гос. премии (1995). С детских лет копировал чужие голоса, исполнял басни, миниатюры из юмористических журналов, ТВ и радиопередач. В 14 лет ему удалось познакомиться со своим кумиром — А.Райкиным; получил возможность бывать на его спектаклях («…в течение многих лет изучал его работы, как в микроскоп», — скажет впоследствии).
Заканчивая десятилетку (вечернюю школу), а также без особого усердия музыкальную школу, занимался в самодеятельности Московского инженерно-строительного института, участвовал в студии МГУ «Наш дом». После неудачных попыток поступить в Театральное училище им. Б.Щукина, Школу-студию МХАТ со второй попытки зачислен в ГУЦЭИ. Его педагогом стала Надежда Ивановна Слонова, в прошлом одна из ведущих актрис Московского театра сатиры, много выступавшая на эстраде. В 1969 окончив ГУЦЭИ, Xазанов — конферансье в Гос. эстрадном оркестре РСФСР под управлением Л.Утесова, с 1971 в Москонцерге.
Гастроли по всей стране начались еще в студенческую пору. Уже тогда в репертуаре появился монолог учащегося кулинарного техникума (впервые был исполнен X. в самодеятельности МИСИ, один из авторов студент этого института Л.Измайлов). Робкий, доверчивый «маленький человек», чье простодушие нередко оборачивалось житейской мудростью, мгновенно стал всеобщим любимцем. Вместе с ним к X. пришла известность. Лауреат V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1976) за исполнение монолога С.Альтова «Премия» и пародий на А.Акопяна и Н.Озерова.
Несмотря на массовый успех, не ограничивается найденной маской «кулинара», а вскоре и вовсе от нее отказывается. В 1978 он выпускает спектакль «Мелочи жизни» с участием балета Московского театра эстрады (авт. Л.Хаит, реж. Б.Левинсон, композитор В.Добрынин, худ. Э.Стенберг и М.Барт). Сатирические монологи в образах «Попугай», «Кот» надолго остались в концертном репертуаре X.; в монологе «Мечта» впервые появился трагикомический персонаж. Красочное, музыкальное второе отделение спектакля целиком состояло из пародий (на А.Пугачеву, Л.Лещенко, А.Райкина и др.), исполнявшихся как бы от имени различных персонажей «Золотого ключика». В 1981 — новый спектакль «Очевидное и невероятное» (авт. Хаит, реж. П.Хомский, худ. А.Коженкова, постановщики трюков Л. и Ю.Мозжухины). В сатирических монологах «Пыль в глаза», «Бег в мешке», «Нужная фамилия» и др. представали различные современные, «отчеканенные» артистом типажи. X. легко, изящно переходил от созданных персонажей к самому себе, артисту, обладающему врожденным даром контакта с публикой. В спектакле было много зрелищности, трюков, снова участвовал балет; в завершающей лирико-сатирической миниатюре «Инопланетянин» герой тщетно искал контакта с земной цивилизацией: «пить научится — будут контакты», — грустно заключал артист.
Сатира X. вызывала недовольство официальных лиц, с артистом беседовали, наставляли; купюры в тексте приводили к появлению новых, еще более острых реплик (стал заканчивать спектакль прямым общением со зрителями и исполнением новых концертных номеров). В 1984 последовало запрещение не только спектакля, но и публичных выступлений. Популярность артиста еще выросла, он продолжал выступать в клубах, на закрыты« вечерах, в концертах без указания в афише. Исчерпав для себя жанр монолога в образе, обращается к рассказу (»Фотография«, „Беспокойный старичок“ М.3олуенко), все меньше дорожит репризой. В репертуаре появляется ленингр сатирик М.Городинский (рассказы „Серафима“. „Удача“, „Жених“ и др.). В 1986 играет „Избранное“, решительно отказавшись от всякой зрелищности (на авансцене перед закрытым занавесом лишь стол, стул и стойка с микрофоном). Во всеоружии мастерства X. как бы вернулся к исходным рубежам, когда со своим номером оказывался один на один со зрителем. Но создание целостного спектакля увлекает артиста попрежнему. В 1987 X., руководитель и единственный актер театра МОНО, показывает премьеру „Масенькие трагедии“ (авт. Городинский, реж. Р.Виктюк, худ. В.Боер). Пять новелл Городинского в обрамлении пролога и эпилога с гоголевским текстом превратились в театрализованные рассказы, отнюдь не рассчитанные на „смеховую“ реакцию публики. В каждом артист создавал психологически углубленные характеры, настраивавшие на размышление о смысле жизни, о драматизме человеческих судеб.
Реализацией мечты о „настоящем“ театре стало участие в спектакле „Игроки“ (1992), поставленном С.Юрским на сцене МХАТ с Е.Евстигнеевым, А.Калягиным, В.Невинным и др. Процесс работы для X., по его собственному признанию, был важнее результата. Учился не только на репетициях, но и на каждом спектакле, внимательно наблюдая из-за кулис игру партнеров. Постоянное недовольство собой, ощущение девальвации эстрадной „исповеди“, самого жанра (»успели столько налгать«), а также трудности с репертуаром в связи с тем, что лучшие авторы сами стали исполнителями, приводят к длительным перерывам сольных программ X. Успешно дебютирует в кино (»Маленький гигант большого секса« Н.Досталя по Ф.Искандеру, 1993), в работе был свободен от ставшей для него теперь тяжкой необходимости слышать немедленную смеховую реакцию зала (»карьеру« киноартиста продолжил в к/ф Досталя „Полицейские и воры“ — 1997). Ощущает кризис сатиры, деструктивной по природе; в современных условиях хочет видеть свой жанр „конструктивным“. Стремится отойти от политики (хотя это ему и не удается, достаточно вспомнить его пародии на политических деятелей), направить усилия на исследование человеческих характеров. Программа „Вчера, сегодня, завтра“ (1989) о бедственном состоянии общества, бездуховности, озлобленности, трусости, подозрительности, зависти. В ней используются различные эстрадные формы: построенный на репризах диалог (»Собрание« Измайлова), монолог в образе (»Многострадальная сказка« А.Левина), рассказы „Погоня“, „Послание“ Городинского), пародия „Лев и одноглазый тигр“ Альтова. Изобразительный дар X. позволяет показать множество персонажей с помощью мимики, пластики, тембра голоса, ритма. Он по-прежнему легко вызывает смех, рискованно ходит по лезвию „примитивного“ юмора, но внутреннее мироощущение артиста вносит драматические ноты. Начинает свои программы с „примерки“ к публике, выдерживает длительную паузу — усаживается, снимает часы, листает страницы текста, внимательно наблюдая за зрителями, как бы испытывая их на „прочность“. После многочисленных гастролей за рубежом (США, Германия, Израиль и др.) в 90-е гг. изменился имидж артиста. „Свой парень“, каким он был для широкого зрителя, стал артистом (изменились костюм, прическа), установившим четкую дистанцию с публикой. Последние программы „Чужие юбилеи“ (1997), „Праздник, который всегда...“ (1998) построены, в основном, на вещах молодого автора из Томска Евгения Шестакова (»Колыбельная сказка«, „Самолет“, „Урок истории“ и др.). Много выступает на ТВ, не только с номерами (в концертах, юбилейных программах и т.д.), но и в разного рода диалогах и интервью. С 1997 худ. рук. Моск. гос. театра эстрады. Дочь Алиса — танцовщица. Окончила хореографическое училище, работает в Большом театре, училась в США в школе танца модерн.
1 комментарий