История Незнайки
Знаете ли вы, кто придумал Незнайку? Уверен, что вы ответите так: ну, конечно же, замечательный русский писатель Николай Носов!
Ведь Незнайка – это один из коротышек, живущих в Цветочном городе! Ну что, так вы и ответили? Если да, то ошиблись. А знаете, почему? Потому, что на самом деле его придумал канадский писатель и художник Палмер Кокс еще в середине XIX века, в комиксах которого впервые и появился этот герой.
Началась эта история, когда русская писательница Анна Хвольсон сделала вольный перевод комиксов канадского писателя Палмера Кокса о жизни так называемых малюток-эльфов «Приключения Мурзилки и лесных человечков». А в 1951 году советский писатель Николай Носов создал первую книгу о приключениях похожих на лесных человечков коротышек. Главного героя Носов наградил именем одного из персонажей Хвольсон — Незнайки и некоторыми чертами характера Мурзилки.
В конце 19 — начале 20 столетий эти сказки были очень популярны. Их героями были малютки-эльфы (их еще называли «брауни»), лесные человечки с забавными именами Мурзилка, Чумилка-Ведун, Заячья Губа, Дедко-Бородач и другие, которые путешествовали по миру. Сам Мурзилка, по сюжету сказки, постоянно попадал в какие-то смешные истории.
Но после революции 1917 года книжку больше не издавали, и об этом герое все забыли. Почти забыли, потому что снова Мурзилка появился уже в 1924 году. Выглядел он тогда уже, правда, совсем иначе — мальчик превратился в рыжего беспородного песика. Изменились также его друзья – теперь это были пионеры, октябрята, а также их родители.
О приключениях нового Мурзилки, рисунки к которым делал художник Константин Ротов, рассказывал одноименный детский журнал.
Скоро в этом журнале стали появляться и другие герои — вредная тетка Ябеда-Корябеда, говорящая кошка Шунька, Сорока-Балаболка, Спортлендик и Божья Коровка…
Все эти персонажи стали «ведущими» основных рубрик журнала — веселых и занимательных историй, вопросов на любознательность, спортивной странички, рассказов о природе.
Тот сказочный Мурзилка, которого мы теперь знаем, возник только в июле 1937 года – его придумал и нарисовал художник Аминадав Каневский.
Но вернемся к истории Незнайки.
Рассказывают, что впервые Николай Носов столкнулся с книжками Анны Хвольсон в начале 50-х годов.
Писателю захотелось по-своему пересказать эти сказки. Так и родились Цветочная страна, а также ее жители – Незнайка и его друзья.
Из воспоминаний Носова мы можем узнать, что на мысль о создании «Незнайки» его натолкнула книжка Анны Хвольсон «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков» 1883 года по мотивам американских комиксов Палмера Кокса. (Глубже копать не будем, ибо увязнем в скандинавской мифологии.) Отметим сразу, что в «Малютках» Хвольсон много колоритных героев, но мало литературных идей. Книга эта была впоследствии не раз переиздана (последний раз в 1996 году). Носов придумал своих коротышек потому, что у него было много идей, но не хватало героев.
«Этим персонажам я свободно мог давать те чёрточки характеров, которые требовались по замыслу. Малютки эти, которых я называл коротышками, были удобны тем, что я мог не развивать и не углублять их характеры, загружая повествование ненужными деталями, а снабжать их отдельными чёрточками, отражать какую-нибудь одну сторону характера, что вполне вязалось с их микроскопичностью и в то же время заостряло, обобщало образ, типизировало его». — Из письма Н. Н. Носова Ю. С. Пухову.
В сущности, у Носова получилась страна, нет, целая планета лилипутов, в которой категорически не предусмотрено появление какого-нибудь Гулливера, так как больших, нормальных людей там не существует в принципе. Жители страны называются коротышками, ростом они с небольшой огурец. По половой принадлежности коротышки делятся на малышей и малышек. Среди коротышек встречаются мудрые бородатые волшебники, учение профессора и неотёсанные юнцы вроде Незнайки. То есть это, по сути, крошечные взрослые люди с чертами характера ребёнка.
История создания трилогии о Незнайке чрезвычайно бедна фактами. Истоки ее лежат в дореволюционных сказках А.Хвольсон о маленьких лесных человечках, хорошо известных поколению Носова. Именно в этих незатейливых познавательных историях об эльфах, путешествующих по миру, мы впервые встречаем персонажа по имени Незнайка. Однако от него носовскому герою досталось лишь имя, а вот характером советский Незнайка сильно напоминает другого героя Хвольсон – хвастуна, вруна и франта Мурзилку. Только если у Носова Незнайка «носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком», то Мурзилка был щеголем своей эпохи – «носил длинное пальто или фрак, высокую черную шляпу, сапоги с узкими носками, тросточку и стеклышко в глазу». В результате все окончательно запуталось – Незнайка стал похож на Мурзилку, а Мурзилка с течением времени превратился в положительного героя детского журнала, сохранив от первоисточника только имя.
Наверное, мало кто знает, что истории о коротышках Цветочного города впервые начали печататься в украинском детском журнале «Барвинок» в 1953 году, после знакомства Носова с редактором Богданом Чалым.
«Успели выпустить несколько номеров, как умер Сталин. Я помню, на обложке журнала был напечатан траурный портрет вождя. Удивительно, но уже в следующем номере появились главы веселой сказки про Незнайку. В 54-м роман вышел отдельной книжкой с иллюстрациями замечательного художника Алексея Лаптева». (Игорь Носов, внук писателя)
В итоге носовский цикл о коротышках составили две повести («Приключения Незнайки и его друзей» 1954 г., «Незнайка в Солнечном городе» 1958 г.), один роман («Незнайка на Луне», 1964 г.) и примыкающая к ним короткая сказка про Винтика, Шпунтика и пылесос (в ней Незнайка – второстепенный герой, прославившийся лишь знаменитой фразой о том, что «зачем перед сном раздеваться, если утром снова одеваться»).
Создается ощущение, что, начиная сочинять истории о Незнайке, автор и сам не подозревал, во что разовьются коротенькие остроумные рассказы про недалекого и любопытного малыша, пытающегося «с налету» освоить самые разнообразные профессии. Автор отмечал, что многие черты своего героя он списал, наблюдая за своим маленьким сыном – Петей. Но сдается мне, что из-под личины Незнайки лукаво выглядывал и сам Николай Носов, любивший носить широкополые шляпы, всегда охочий до любых начинаний и склонный к фантазированию.
– «Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? – вскипел Знайка.
– Конечно, – ответил Незнайка. – Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть».
Пик экранизаций сказочных повестей Носова, быстро завоевавших популярность читателей, пришёлся на 60-70-е годы. Но, если самые первые из этих мультфильмов «Незнайка учится» и «Винтик и Шпунтик — весёлые мастера» («Союзмультфильм»; 1961 и 1960 гг.) носили дидактический характер. То пара кукольных сериалов «Незнайка в Солнечном городе» и «Приключения Незнайки и его друзей» («Экран»; 1971-1977) подчас представляла Незнайку как не признанного художника, непонятого поэта и романтического мечтателя, ждущего волшебников и чудес. Детям же, помимо философии, хотелось ещё и приключений. И приключения, в конце концов, не заставили себя ждать: на забаву нынешнему ребёнку появились новые анимационные фильмы — «Незнайка на Луне» («Русское золото»; 1997 г.) и «Незнайка и Баррабасс» («Центр национального фильма»; 2004 г.).
А сам Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.
После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием. Искусство влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. Девятнадцати лет он выдержал экзамен в Киевский художественный институт. В 1929 году перевелся в Московский государственный институт кинематографии и до 1951 года работал в сфере кино: режиссер, постановщик мультипликационных, научных, учебных картин. В годы Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы.
По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников… «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор повести «Витя Малеев в школе и дома», когда ее обсуждали в творческом объединении детских и юношеских писателей Москвы, а вышла она в свет в уже упоминавшемся 1957 году.
Первым рассказом Н.Н.Носова был «Затейники» (1938 год). Первая тоненькая книжка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский и дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год выпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки».
Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых. Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.
В 1949-50 публикуются и становятся популярными повести «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицина».
Широкую известность детскому писателю принесла повесть «Витя Малеев в школе и дома», вышедшая в 1951 году и удостоенная в 1952 году Государственной премии СССР. В 1955 году по повести был снят кинофильм «Два друга».
И по сей день огромным успехом у юных читателей пользуется трилогия о Незнайке — " Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе»(1958), «Незнайка на Луне» (1964-1965).
В 1957 году один авторитетный международный журнал произвел подсчет — какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим — вслед за М. Горьким и А. Пушкиным — оказался детский писатель Николай Носов.
В 1961 году выходят юмористические новеллы «Приключения Толи Клюквина», где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова. По мотивам новелл был создан кинофильм.
В 1971 году публикуется «Повесть о моем друге Игоре», написанная в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука.
Воспоминания о семье и детстве нашли отражение в художественно-мемуарной повести «Тайна на дне колодца» (1977г.).
Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года.
0 комментариев