советская эстрадная песня

Козин Вадим Алексеевич



Вади?м Алексе?евич Ко?зин (1905 — 1994) — российский эстрадный певец (лирический тенор), композитор, поэт, автор нескольких сотен песен.
Вадим Козин родился 21 марта (3 апреля) 1905 г. в Санкт-Петербурге, в семье петербургского купца первой гильдии Алексея Козина и цыганки из хоровой династии Ильинских-Санкиных Веры Ильинской [1]. Отец умер рано, поэтому Вадим был вынужден прервать обучение в гимназии, чтобы помогать матери и сёстрам. Артистическую карьеру Козин начал тапёром, озвучивая немые кинофильмы. Потом начал петь. Выступал на эстраде с 1920-х. Пел в комическом хоре Чарова, затем начал сольные выступления, исполнял цыганские песни и романсы («Калитка», «Утро туманное», «Мой костер»), произведения русских композиторов, собственные сочинения. Популярность Козина в крупных городах России, а особенно в Ленинграде в 1930-х годах была фантастической. По воспоминаниям современников, за грампластинками Козина выстраивались огромные очереди. Во избежание беспорядков приходилось подключать даже конную милицию. Козин пел в основном под фортепианный аккомпанемент Давида Ашкенази, также под джаз-ансамбль В. Сидорова, гавайский ансамбль Б. Крупышева. Вдохновение его было таково, что он с гордостью вспоминал, что в каждом концерте исполнял без микрофона и усилительной техники до сорока песен.
В годы Великой Отечественной войны Козин выступает с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения ему для поездок выделяют специальный вагон. Пластинки с записями Козина попадают в особую категорию (не подлежат сдаче на переплавку). В 1941 г. Козин подготовил программу, в которую вошла его патриотическая песня «Москва» («Нет, моя Москва не будет взята ими…»).
В начале декабря 1943 г. Козин вместе с Марлен Дитрих, Морисом Шевалье и Изой Кремер участвовал в концерте для участников Тегеранской конференции. Награждён орденом Красной Звезды.
С 1945 года голос Козина пропал из эфира, пластинки не выпускались. Особым совещанием при НКВД в 1944 году он был осуждён на 8 лет Колымы. Затем был досрочно освобожден в 1950 г. — за примерное поведение и хорошую работу (в справке, выданной управлением лагерей, в графе «по какой статье осужден» отсутствует запись). Биографы певца отмечают, что срок Козин отбывал легко, к тяжёлым физическим работам не привлекался, работал в Магаданском музыкально-драматическом театре наряду с другими известными артистами-заключёнными Колымалага. Лагерное начальство высоко ценило известного и любимого певца. В 1950-е годы возобновил концертную деятельность сначала в Сибири, а затем и в европейской части СССР, наращивая былую популярность. Однако в 1959 году был вторично осуждён за мужеложство[1], и уже после этого освобождения до конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой.
В 1960-х появляются песни «Не стращай меня горькой судьбиной» (А. Ахматова), «Лишь черный бархат» (Н. Гумилёв), «Не буди воспоминаний» (К. Бальмонт), «Идут белые снеги» (Е. Евтушенко). В предвоенные и военные годы у Козина было выпущено более 50 пластинок в Грампласттресте, но после 1945 г. и до середины 1980-х их переиздание в СССР было официально[источник?] запрещено.
Скончался Вадим Алексеевич 19 декабря 1994 года в Магадане. За свою жизнь он создал около 300 песен, а его репертуар насчитывал свыше 3000 песен.
Голос Козина — очень приятный, тёплый, мягкого тембра, свободно идущий наверх, подвижный и переливающийся. Напоминает голос Сергея Лемешева, однако более камерный, матовый и со специфическим носовым призвуком. Пение Козина в его лучшие годы (1930-1940-е годы) производит очень большое впечатление благодаря точнейшему интонированию, тонкому и проницательному прочувствованию материала песни, высокой музыкальной культуре и страстности исполнения. Козин — талантливый композитор-мелодист, его лучшие песни «Осень», «Любушка» неизменно популярны и в наше время, их исполняют И. Кобзон, Н. Никитский, Т. Кравцова и другие мастера эстрады. Козин — известный популяризатор цыганской таборной песенной культуры, однако выгодно отличается от прочих цыганских певцов тем, что поёт без обычного для цыган гортанного завывания, гротеска и дурновкусия, а пользуется манерой bel canto.

КЛАВДИЯ ИВАНОВНА ШУЛЬЖЕНКО

*

Биография

Родилась 11 (24) марта 1906 года в Харькове[1] в семье бухгалтера Главного управления железной дороги Ивана Ивановича Шульженко.

Исполнять народные песни Клавдия начала с конца 1920-х годов. В 1923 году она становится артисткой Харьковского украинского драматического театра под руководством Н. Н. Синельникова.В том же, 1923, году Клавдия Шульженко дебютировала как певица, исполнив романс «Звёзды на небе» в спектакле «Казнь». Летом 1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова. В 1928 году состоялся певческий дебют Клавдии на сцене Мариинского театра в Ленинграде на концерте, посвящённом Дню печати. В январе 1929 года — дебют в Московском мюзик-холле. В 1930 году Клавдия Шульженко вышла замуж за Владимира Коралли, в мае 1932 года у них родился сын Игорь.

В октябре 1931 года в Ленинградском мюзик-холле состоялась премьера спектакля «Условно убитый», где Клавдия Шульженко сыграла роль Машеньки Фунтиковой. Музыку к этому спектаклю написал Дмитрий Шостакович, а за дирижерским пультом стоял Исак Дунаевский. В 1934 году К. Шульженко снялась в кинофильме режиссёра М. Авербаха «Кто твой друг?» в роли Веры. В 1936 году были сделаны её первые граммофонные записи.

В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управленим Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до лета 1945 года. С первого дня Великой Отечественной войны Джаз-оркестр становится Фронтовым джаз-ансамблем, с которым Клавдия Шульженко выступает перед солдатами Ленинградского фронта прямо на передовой. За время блокады Ленинграда К. Шульженко дала свыше 500 концертов для солдат. Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим», «Друзья-однополчане» и других Клавдия Шульженко получила всесоюзное признание. 12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт К. И. Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля. На этом концерте певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда».
Клавдия Шульженко со знаменитым платочком в руках

С джаз-ансамблем Клавдия гастролировала в действующий войсках на протяжении всей войны. 9 мая 1945 года Клавдия Шульженко была награждена наивысшей советской воинской наградой — орденом Красной Звезды, а 29 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в области вокального искусства» солистке Всероссийского гастрольно-концертного объединения Клавдии Шульженко было присвоено почётное звание заслуженной артистки РСФСР.

После войны Клавдия Шульженко продолжила свою концертную деятельность. В 1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка певицы. В марте 1954 года она снимается в кинофильме режиссёра В. Строевой «Весёлые звёзды». В том же году Клавдия развелась с Коралли. В июле 1956 года познакомилась со знаменитым кинооператором Георгием Кузьмичём Епифановым, который был влюблён в неё с 1940 года, и стала его женой. В ноябре 1962 года «за большие достижения в области советского эстрадного искусства» Клавдии Шульженко присваивается почётное звание народной артистки РСФСР.

В октябре 1965 года Клавдия Ивановна приняла участие в Первом фестивале советской эстрадной песни, проходившем в московском Государственном театре эстрады. Через два года, в 1967, она стала членом жюри этого фестиваля. В мае 1971 года «за большие достижения в области советского эстрадного искусства» солистке Москонцерта К. И. Шульженко Указом Президиума Верховного Совета СССР присваивается почётное звание народной артистки СССР, а в июне 1976 года ей был вручён орден Ленина.

В 1980 году К. И. Шульженко записывает свою последнюю долгоиграющую пластинку «Портрет». В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» выходят её мемуары «Когда вы спросите меня…» (литературная запись Глеба Скороходова). В декабре 1983 года Клавдия Ивановна приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко» режиссёра — С. Журавлёва, премьера которого состоялась 18 декабря по первому каналу Центрального телевидения.

Умерла К. И. Шульженко 17 июня 1984 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.

Мария Пахоменко


Альбомы:
Имена на все времена (2002)
Пахоменко Мария Леонидовна

Певица; родилась 25 марта 1937 г. в деревне Лютня Краснопольского района;
Народная Артистка России;
замужем за композитором Александром Колкером, дочь — Наташа, режиссер и сценарист; внучка — Мария Пахоменко-младшая.
Проживают в Санкт-Петербурге.
Записала 10 дисков-гигантов и сняла на телевидении 6 музыкальных фильмов, вела телепередачу «Приглашает Мария Пахоменко»;
Лауреат международного конкурса МИДЕМ (1968, Канны, Франция);
Гран-при конкурса «Золотой Орфей» (1971, Бургас, Болгария);
Рассказывает муж певицы — композитор Александр Колкер
Все мои лучшие песни спела Мария Пахоменко.
Трудно представить, что я эти песни понес, предположим, Пьехе. Были бы серьезные осложнения в семье. Кроме того, мне нравится манера пения Марии — очень искренняя, доверительная, очень русская…
Я увидел Машу впервые, когда она была совсем юная. Я был ненамного старше. У Маши была потрясающая коса — действительно до щиколоток… И абсолютный слух!.. А у меня была пара популярных песен и сердцебиение. Я ухватился за эту косу и… вот до сих пор не отпускаю.
Нас всегда… сейчас уже нет… не тот возраст… но когда мы были помоложе, нас всегда друг с другом разводили. Звонили по телефону, две-три фразы, потом: «А правда, что вы разошлись?» Сначала я говорил: «Ну что вы! У нас семья! У нас все замечательно!» Потом мне надоело. И я стал отвечать: «Да! Случилась беда… Вчера оформили развод… И Маша вышла за Кобзона, а я женился на Пьехе!»
Получали огромное количество писем:
«Муж моей любимой женщины! Я сейчас служу на Севере в армии, но когда выйду на свободу, я приеду и тебе, сука, отрежу шнобель первым делом! Я слышал, что ты бьешь Марию. Смотри у меня! Высылаю свою фотографию. Нас двое здесь — я в шапке, а брат без шапки».
Или: «Дорогая Мария! Я безумно люблю, как вы поете. У вас чистый голос, как ручеек, не то что у Пьехи. Или Пиехи — не знаю, как правильно пишется. Она, вероятно, не пьет продукт пчеловодства прополизат. А вы, вероятно, пьете. Я посещаю все ваши концерты… но это тайна».
Или: «Многоуважаемая Мария Леонидовна! Безумно высоко чту ваш талант! Вчера решил купить катер с мотором. В нашем городе ходят легенды о вашем бескорыстии. Прошу прислать две тысячи рублей. Если это вам сложно, пришлите тысячу, а тысячу будете должны».
Когда приходили алкаши, они попросту пели: «Разговоры да разговоры! Сердце к сердцу тянется!.. Мария, дай треху!»
Моряки какие-то приходили: «Ах вы ночи, матросские ночи!»
Шизофреники, с трясущимися губами: «Люблю Марию! И все!»
О Маше
Вот стоит «Золотой Орфей», который Маша привезла первой на нашу землю с международного фестиваля в Болгарии…
Меня, естественно, не выпустили. (Я не мог ехать с женой: а вдруг?!) Сидел в Ленинграде, названивал в Министерство культуры: «Как там Пахоменко?!» Отвечали: «Мы, к сожалению, не в курсе дела. У нас закончился лимит на телефонные разговоры». Ночью звонил в Варну, приглашал атташе по культурным вопросам: «Как там Маша?!» Отвечали: «Мы очень заняты, у нас текучка!» (даже по телефону я ее, абонентшу, видел — дама с халой на голове!). В конце концов снизошла: «Я видела только одно — всем один букет цветов, а Пахоменко — три».
У меня от сердца отлегло…
В жизни Маша — человек более чем скромный. Косу свою всегда прятала, а тут… У нее не было парикмахера, никого не интересовало, где она возьмет платье, туфли и так далее… Она: «Я думала-думала...» В общем, распустила водопадом свои волосы, вышла и… уже могла не петь.
«Гран-при»! Высшая награда! «Золотой Орфей»! (Само собой, не только и не столько за «водопад волос»! За голос!)

ЛЮДМИЛА ЗЫКИНА



Людмила Георгиевна Зыкина родилась 10 июня 1929 года [6] на окраине Москвы [9], в семье рабочих [7].

С детства Зыкина участвовала в самодеятельности, играла на баяне и гитаре, а ее сольный дебют состоялся в возрасте шести лет [6]. Правда, по собственному признанию, становиться певицей она не собиралась: «Мечтала о самолетах, очень хотела пойти в летчицы. Даже с парашютной вышки прыгала. Я вообще росла отчаянная. На мотоцикле гоняла, футбол любила, волейбол» [7].

К началу Великой Отечественной войны Зыкина успела закончить 4 класса [9]. В 1941 году она поступила ученицей токаря на московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе [6] и с 1942 года работала токарем [7]. Впоследствии Зыкина стала ударницей, получила пятый разряд [6]. Работу на заводе и учебу ей приходилось совмещать с дежурствами в госпитале имени Вишневского и работой швеи в больнице имени Кащенко [9].

В 1945 году Зыкина работала и училась в школе рабочей молодежи. В том же году (по другим данным — в 1947 году [7]) после выступления на конкурсе она была принята в хор Русской народной песни имени Пятницкого. Хор стал для нее настоящей певческой школой: искусствоведы отмечали, что от своих наставников Зыкина восприняла «эмоциональную сдержанность при исполнении народной песни», ее «индивидуальное контральто окрепло, дыхание стало свободнее, звучание приобрело кантиленность» [9]. Спустя некоторое время Зыкина стала солировать в хоре, однако в 1949 году, после смерти матери, у певицы пропал голос. Она была вынуждена уйти из хора, устроившись на работу в Первую образцовую типографию [6].
В 1957 году Зыкина стала лауреатом Шестого фестиваля молодежи и студентов в Москве [7], а в 1960 году — победительницей Всероссийского конкурса артистов эстрады. В том же году началась самостоятельная творческая деятельность певицы [6] как солистки Москонцерта [8]. К этому времени Зыкина, по словам критиков, сформировалась как «уникальная певица лирико-драматического плана, способная без видимого напряжения мастерски интерпретировать лирические, драматические, жанровые и обрядовые песни, а также исполнять сложнейшие вокально-симфонические произведения» [9].

Вместе с тем, Зыкина продолжала учиться. В 1969 году она окончила Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова [8], а в 1977 году — Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных [6], source=19596>.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.