К юбилею полета Юрия Гагарина

Этот набор спичек был выпущен на Калужской спичечной фабрике к двадцатилетию полета в космос первого человека с планеты Земля — советского летчика, коммуниста Юрия Алексеевича Гагарина. Слава его подвига никогда не будет забыта. Ведь освоение космоса неизбежно будет идти все дальше. Я родился уже после полета Гагарина. Но я горжусь, что жил в стране, проложившей человечеству дорогу в космос. Какие еще нужны доказательства превосходства социалистической системы хозяйствования?
Что видим сегодня? Русские космонавты еще летают на чужую космическую станцию. Но «сотрудничество» ли — наши полеты совместно с представителями, скажем так, конкурирующей державы. Все таки не верю, что там друг за другом не «подсматривают». А космические технологии — передовой край земной науки. И не тормозит ли такое «сотрудничество» движение вперед относительно бывшей в советский период «свободной конкуренции». Или мы теперь всего лишь гости у дяди Сэма?

4 комментария

avatar
Кроме самих спичечных коробков была надпись на сувенирной коробке, которую я тоже привожу выше.
На моем сайте etiketki.fatal.ru есть также другие спичечные этикетки, посвященные космической тематике.
avatar
Какие еще нужны доказательства превосходства социалистической системы хозяйствования?

Хм… А наверно таки нужны…

Опасение «разгласить» что-то секретное запечатывает рты даже и тех ученых, которые работают над «открытыми» темами. «Меньше болтаешь — дольше живешь» — говорят умудренные опытом советские граждане. Так жупел секретности тормозит и несекретную науку. Никогда не забуду, как в конце 1965 года я присутствовал на Всесоюзном симпозиуме по кибернетике в Тбилиси — симпозиуме, разумеется, несекретном, где темы всех докладов и тексты их были тщательно отобраны. Несколько докладов меня заинтересовало и я взял их тексты с собой, направляясь в Академгородок под Новосибирском. Приехав туда, я в беседе с сотрудниками Института математики Сибирского отделения Академии наук обмолвился, что был на симпозиуме в Тбилиси и там прослушал доклад о моделировании человеческой памяти. Мои собеседники так и загорелись: нельзя ли получить текст? Я сказал, что, конечно, можно — доклад не секретный, напишите в Институт кибернетики Грузинской ССР, они вышлют. Мои собеседники сразу увяли, замахали руками. Пока получишь доклад, — сказали они, — полгода пройдет. Кончилось тем, что они выпросили у меня текст доклада на одну ночь и наутро возвратили, скопировав от руки (в академическом институте математики нет простейшего копировального аппарата — эти машины считаются в Советском Союзе «политически опасными» и содержатся под особым надзором только в секретных учреждениях).

Какова же цель всей этой фантастической секретности? Ученые в СССР твердо убеждены, что цели таковы: скрыть от заграницы истинный уровень развития науки и техники в Советском Союзе, скрыть свое отставание и иметь возможность беспрепятственно копировать научно-технические новинки Запада, не покупая их за валюту. Кроме того, как ясно из предшествующих страниц этой книги, секретность помогает шантажировать западные страны, создавая видимость военно-технической мощи, в том числе мощи космической. Наконец, традиционная секретность, к которой в СССР так привыкли, позволяет избегать или смягчать фиаско в случае провала того или иного эксперимента.

Взять хотя бы три запуска автоматов на Луну — 15, 16 и 17. «Луна-15», как мы теперь знаем, предназначалась для взятия пробы грунта одновременно с
«Аполлоном-11», но разбилась при посадке. Советские граждане были информированы об этом запуске несколько по-иному. Сперва было выпущено
коммюнике («сообщение ТАСС») о том, что «в соответствии с программой исследования Луны в Советском Союзе запущена станция 'Луна-15', с которой
поддерживается связь». Затем было сообщено, что станция вышла на орбиту вокруг Луны. И наконец опубликовано сообщение, что станция «Луна-15»
«завершила работу». Ни слова о том, каково было назначение станции, ни звука насчет ее жесткой посадки. Вроде как все в порядке.

Совершенно так же информировалось советское население (да и внешний мир) о полете станции «Луна-16». Сперва целью запуска было лишь «дальнейшее
исследование Луны». Потом оказалось, что станция благополучно прилунилась и ведет бурение лунного грунта, посылая данные на Землю. И, наконец,
выяснилось, что отсек станции с лунной пробой стартовал к Земле. Тут газеты взорвались официальным ликованием: «Новый триумф советской науки» и т. п. О количестве лунного грунта, доставленного станцией, о ее размерах не было тогда сказано ни слова. Лишь много позже, на международном конгрессе в Ленинграде, было сообщено количество грунта-- около 100 г, после чего станция «Луна-16» была выставлена для обозрения. Теперь хранится в секрете вес «лунохода» — и, вероятно, будет храниться еще долгое время. Секретность позволяет все.

И все-таки вред от секретности намного превышает ее «полезность». Помимо разобщения ученых, торможения обмена информацией, секретность еще
невероятно удорожает все работы. С одной стороны, приходится вести множество параллельных и смежных разработок, которые в любой другой стране
заимствуются готовыми у других фирм. С другой стороны, огромных денег стоит сам аппарат сохранения тайны.

Перед началом программы «Джемини» в США были опубликованы цифры затрат на космические исследования. В числе других цифр была и стоимость каждого фунта веса, выводимого на околоземную орбиту. Сейчас точно не помню эту цифру, но наверняка это было сто долларов с небольшим. Мои советские друзья-ученые читали эти цифры с огромным интересом. Сами они понятия не имели, сколько стоит Советскому Союзу вывести на орбиту фунт или килограмм веса, утверждали, что не знал этого и Королев. Но сказали так: если американцы тратят на фунт сто с чем-то долларов, то мы, как минимум, в пять раз больше.

Я уверен, что это еще осторожная оценка. Хотя заработки людей в СССР примерно в пять раз меньше, чем в США, стоимость космических программ несравненно выше. Виной тому не только секретность, но и общий низкий уровень технологии, требующий «штучного» изготовления всякой мелочи, и процветающая в стране бесхозяйственность, и повальное воровство (даже с секретных предприятий), и исключительно низкая — самая низкая в Европе — производительность труда.

Поэтому не нужно удивляться, что советских граждан пока нет на Луне. Удивляться можно как раз обратному: как в описанных выше условиях блистательный Королев и другие талантливые люди сумели сделать отсталый и консервативный Советский Союз космической державой.

Независимо ни от каких политических соображений эти люди достойны восхищенного поклона человечества.

(Окончание книги Леонида Владимирова «Советский космический блеф», 1973 г.)
avatar
Совершенно очевидно, что Королеву и неким «другим талантливым людям» ничего бы не «удалось» сделать, если бы на то не было соответствующего требования «руководящих работников». Насчет «отсталости» советского хозяйства — все же вспомним, кто был первым в космосе? Миф о «самой низкой производительности труда» в СССР давно и убедительно развенчан во множестве работ — нет смысла об этом говорить и здесь. Насчет пресловутой «секретности» — чего то не помню, чтоб американцы широко публиковали и обсуждали вопросы, касающиеся своей космической (в частности) программы, тем более печатали информацию о перспективных направлениях исследований. Представляете, У НИХ тоже была секретность, иначе с чего бы мы тогда — якобы — воровали информацию?
avatar
Вряд ли в этом топике (и, возможно, даже на этом сайте) имеет смысл открывать широкую дискуссию. Если есть желание, можете с упомянутой книгой полностью ознакомиться здесь? lib.ru/MEMUARY/WLADIMIROW/Sovetskij_kosmicheskij_blef.txt

А я поначалу просто хотел заметить, что насчет бесспорного преимущества социалистической системы хозяйствования — это Вы явно загнули. В конце концов, сама история расставила все по местам.
Ну, еще сюда можете заглянуть: www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=12
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.