НИКОЛАЙ ЧЕРКАСОВ



Николай Константинович Черкасов.

Николай Черкасов окончил Институт сценических искусств (1926). В 1919 году Черкасов окончил Петроградскую трудовую школу и вместе с несколькими друзьями подал заявление в Военно-медицинскую академию. Но в душе он сомневался в выборе. Однажды он стал свидетелем того, как трамвай переехал прохожего. Брызнувшая на тротуар кровь вызвала в юноше такой ужас, что он сразу понял: ни о какой медицине не может быть и речи.
Летом этого же года он поступает в студию мимистов, руководимую А.Кларком. Проучившись там всего лишь несколько недель, 16-летний Черкасов был зачислен мимистом в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета.
Именно здесь юный Николай Черкасов познакомился с великим басом Федором Шаляпиным, причем весьма своеобразно. На премьере оперы «Вражья сила» Федор Иванович пел главную партию. Черкасов просочился на балкон зрительного зала и принялся смешить гримасами публику. Зрители громко смеялись. На следующий день Шаляпин вызвал комедианта в кабинет. «Покажите-ка мне, чем вы вчера развлекали народ!» — попросил он Черкасова. А потом долго хохотал, увидев, что тот вытворяет. Затем нахмурился: «Спасибо, конечно. Только вот что, давайте условимся: вы мне, пожалуйста, не мешайте, а я вам не буду!»
С 1920 года Черкасов начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета и экспериментальных пантомимических постановках театрально-исследовательской лаборатории Института истории искусств. При росте почти два метра молодой артист исполнял характерные роли: Злого гения в «Лебедином озере», брамина в «Баядерке» и др.
1926—1929 — актёр Ленинградского ТЮЗа, в 1929—1931 — артист Ленинградского и Московского мюзик-холлов, в 1931—1933 — Ленинградского передвижного театра «Комедия», в 1933—1965 — Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина.

В 1926 — 1929 годах Черкасов выступал на сцене Свободного театра совместно с П. А. Берёзовым и Б. П. Чирковым в популярном эстрадном номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», который был использован в фильме «Мой сын» (1928), а потом повторен в «Концерте на экране» (1940).В 1937 году на экраны вышел фильм «Депутат Балтики», в котором молодой, 34-летний Черкасов сыграл роль пожилого профессора Полежаева. Чудаковатость и старческая рассеянность персонажа не отменяли романтической пафосности в трактовке героя-интеллигента, который с искренним восторгом принимает идею революционного обновления мира. Продемонстрировав в этом фильме способность к яркому возрастному перевоплощению, Черкасов одновременно доказал, что готов перейти от внешней театрализации к внутреннему постижению неоднозначных характеров реальных исторических личностей. Это в первую очередь проявилось в трагически понятой роли царевича Алексея («Петр Первый», 1937-1939; в спектакле 1938 года он сыграл Петра Первого) и в трактованном возвышенно, былинно заглавном образе Александра Невского в картине С. М. Эйзенштейна, снятой в 1938 (Сталинская премия СССР, 1941). Продолжив сотрудничество с этим режиссером, Черкасов создал свою лучшую роль в кино (параллельно исполнил ее и в спектакле «Иван Грозный — великий государь») — Ивана Грозного в одноименном фильме (1-я серия, 1945, Сталинская премия, 1946; 2-я серия, 1945, выпуск — 1958).
Примечательной была его работа в популярной комедии «Весна» (1948) Г. В. Александрова, в которой Черкасов не без иронии играя кинорежиссера Громова, в какой-то степени по-дружески пародировал увенчанного славой советского комедиографа. К сожалению, актер чаще был вынужден изображать во многом однотипные персоны русской культуры и науки: Горького («Ленин в 1918 году», 1939; «Академик Иван Павлов», 1949), Попова («Александр Попов», 1949, Сталинская премия, 1951), Стасова («Мусоргский», 1950, Сталинская премия, 1951; «Римский-Корсаков», 1953), Маяковского («Они знали Маяковского», 1955, спектакль снят для телевидения).
Только в образе Дон Кихота (впервые обратился к нему в театре еще в 1933) в одноименном фильме (1958) по сценарию Е. Л. Шварца в постановке Г. М. Козинцева Черкасову вновь удалось совместить любовь к пластике и характерности с возвышенным представлением героя-идеалиста, упрямо воспринимающего действительность лишь с точки зрения мечты. В том же 1958 году Черкасов исполнил трагическую роль генерала Хлудова в пьесе М. А. Булгакова «Бег» на сцене Александринки.Черкасов, будучи человеком своего времени, вел общественную работу (в том числе был председателем ленинградского отделения ВТО), дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР, но в памяти людей остался прежде всего замечательным актером.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.