Военно- морской флот во время Великой Отечественной войны.

ЭСМИНЕЦ «ГОРДЫЙ»



«Гордый» участвовал в советско-финской войне (нес дозорную и конвойную службу), а в начале Вели­кой Отечественной войны входил в со­став отряда легких сил КБФ, прикрывал минные постановки, участвовал в оборо­не Моонзунда и Таллина, сам ставил мины. Дважды спасал экипажи терпящих бедствие эсминцев — «Гневного» (23 июня) и «Сердитого» (19 июля).

В операции по перебазированию ос­новных сил Балтфлота из Таллина в Кронштадт 28—30 августа 1941 года (из­вестной как «Таллиннский прорыв» — од­ной из самых мрачных страниц в исто­рии советского флота) «Гордый» входил в отряд главных сил (крейсер «Киров» под флагом командующего флотом вице-адмирала В.Ф.Трибуца, лидер «Ленинг­рад», 4 эсминца, 4 подводные лодки, 5 тральщиков, 11 катеров и 2 вспомога­тельных судна).

28 августа в 20.36 в правом параване «Гордого» в 5—8 м от корпуса взорвалась мина. Повреждения оказались очень тяже­лыми. Через трещины и разошедшиеся заклепочные швы вода залила все три ко­тельных отделения, причем во втором за­горелся вытекший из цистерн мазут. Кро­ме того, в районе 175—183-го шпангоутов образовался гофр и трещины в наружной обшивке. На помощь эсминцу были высла­ны сторожевой корабль «Коралл» и ледо­кол «Октябрь», позже подошли тральщик «Гак» и эсминец «Свирепый». Командир «Гордого» капитан 3 ранга Е.Б.Ефет, не желая рисковать всем экипажем, прика­зал остаться на корабле 45 специалистам, а остальных моряков взял на борт траль­щик. «Свирепому» удалось взять «Гордый» на буксир. Почти двое суток длилась его буксировка в Кронштадт, так как ночью приходилось становиться на якорь. За это время он подвергался массированным ата­кам авиации. Отражая ее налеты, зенит­чики «Гордого» расстреляли весь боеза­пас. На эсминец было сброшено 267 бомб, но ни одна из них не попала в цель. Ко­рабль дошел до Кронштадта.

Через месяц, 29 сентября, «Гордый» получил тяжелые повреждения в резуль­тате авианалета и был переведен в Ле­нинград для ремонта на Балтийском за­воде, где ремонтировался до 8 октября.

В ноябре «Гордый» был включен в со­став отряда кораблей, предназначавшего­ся для эвакуации гарнизона Ханко. 13 но­ября 1941 года он вместе с эсминцем «Су­ровый», минным заградителем «Урал», несколькими катерами и тральщиками на­правлялся к полуострову Ханко и ночью попал на минное поле. Сначала мины рва­лись в параванах тральщиков, затем по­гибли морской охотник, тральщик, подо­рвался «Суровый». «Гордый» вышел в го­лову отряда. 14 ноября в 3.20 под водой раздался глухой взрыв (вероятно, срабо­тал минный защитник), но параваны не были проверены, и эсминец продолжал движение, выкатившись влево с протра­ленного фарватера. Через 10 минут по левому борту раздался сильный взрыв, из пробоины вырвались клубы пара. Мина взорвалась в районе 1-го машинного и 3-го котельного отделений, все находив­шиеся там люди погибли. Корабль полу­чил крен 20° на левый борт.

В кормовой части образовался гофр, трещина в наружной обшивке и широкая метровая трещина в настиле верхней па­лубы. Помещения в районе 185—205-го шпангоутов быстро заполнились водой. Крен увеличился до 30°. При этом дав­ление в котлах упало до нуля. Эсминец лишился электроэнергии и не мог ис­пользовать водоотливные средства.

Через полторы-две минуты по мере затопления отсеков крен сам собой умень­шился до 10°. Хотя часть водонепроница­емых переборок сохранила герметичность, обеспечив тем самым некоторый запас плавучести, выход из строя средств борь­бы за живучесть вынудил командира при­нять решение оставить корабль. Однако через несколько минут в корме в районе 4-го орудия главного калибра по правому борту раздался взрыв второй мины. «Гор­дый» лег на левый борт, а затем, встав почти вертикально, затонул носом вверх. Из экипажа удалось спасти лишь 76 чело­век, еще 12 самостоятельно добрались до острова Гогланд на шлюпке, пройдя за 20 часов 100 миль под парусом при 8-балль­ном ветре. Вместе с кораблем погиб и его неизменный командир — капитан 3 ранга Е.Б.Ефет.

ЭСМИНЕЦ «ГОРДЫЙ» НАЙДЕН СПУСТЯ 67 ЛЕТ ПОСЛЕ ГИБЕЛИ.
Стен СТОКМАНН
Фото автора




Сегодня затонувший эсминец «Гордый» лежит на глубине 58 метров. Он выглядит совсем неповрежденным. Первое, что мы видим, приближаясь к нему через толщу темно-зеленой воды, – это артиллеристский дальномер For Eyes. Ниже – остатки рубки, среди которых мы разглядели корабельный компас. Двигаясь в сторону носа, встречаем 76-мм пушку, осматриваем якорь и нижним ярусом уходим по дну к корме. На пути попадается минный якорь, может быть, от той самой мины, на которой «Гордый» и подорвался. Немного дальше лежит спасательная шлюпка.

Посередине корабля мы обнаружили 533-мм пусковые торпедные аппараты. В одном из них еще заряженная торпеда

1 комментарий

avatar
мой дед служил, воевал и тонул на этом корабле. БЧ-5. дома есть документальная книжка, так и называется «эсминец „Гордый“. дед дважды тонул и после второго раза обморозил ноги, со флота был списан и войну заканчивал в доках, ремонтируя корабли.Спасибо деду и всем морякам с ним служившим за победу!!!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.