Коллекционер неподвижного кино
Диафильмы — статичные видеокомиксы, ушедший в историю уникальный мультимедийный формат. Но у этой истории тоже есть свой хранитель — F5 побывал в гостях у коллекционера диафильмов Константина Тарновского.
— Такой вид мультимедиа, как бы его назвали сегодня, в прежнее время был распространен не повсеместно, — рассказывает московский коллекционер Константин Тарновский. Диафильмы были известны и популярны в СССР, социалистической Европе и почему-то в США. А вот в западной Европе они как-то были не в ходу. В СССР диафильмы появились в 30-х годах, а наибольшую популярность отечественные «видеокомиксы» приобрели после 50-х. Кстати, любопытный факт — несмотря на то, что диафильмы делаются на той же пленке, что и кинофильмы, в СССР цвет в диафильмах появился раньше, чем в кинематографе!
Отбор художников на студию «ДиаФильм» был чрезвычайно жестким — диафильмы рисовали, без сомнения, лучшие из лучших. Что, кстати, не совсем понятно — на кой там лучшие художники? Ведь при существовании полноценного кино и мультипликации диафильмы на их фоне выглядят эдакой «мультимедией второго сорта»… Да, у большинства из нас диафильмы ассоциируются исключительно с незамысловатым детским развлечением — на эту тему, как правило, все и ностальгируют. А на самом деле студия «ДиаФильм» выпускала пленки в десяти разных категориях, и лишь одна из них, восьмая по счету, была детской! Диафильмы делились на политико-агитационные, образовательные, военно-просветительские, по мотивам художественного и документального кино, для музеев и т.д. Разумеется, на первом месте стоял пропагандистский момент, и для этого-то и требовались лучшие кисти Союза. В общем, все было очень серьезно и неподеццки.
Диафильмов производилось в год очень много, как главной московской студией, так и филиалами в союзных республиках. Каждый год студия выпускала толстый каталог, который рассылался по магазинам. В нем были переиздаваемые год за годом успешные и востребованные диафильмы, а также новые. Что было популярным? Например, диафильмы типа «Затерянного мира» по роману Артура Конан-Дойля. Эта лента, нарисованная замечательным советским художником Шевченко, вышла в 1969 году и успешно переиздавалась вплоть до 1991-го! Собственно, с нее и началось мое увлечение диафильмами, а также коллекционирование пленок и проекторов.
— Насколько сложно и затратно коллекционировать подобные вещи?
— Диафильмы и проекторы — это, конечно, не яхты и не автомобили. С ними проще, тем более что тусовки коллекционеров, как это существует в мире монет, марок или иных подобных хобби, как бы и нет — нас буквально единицы. Многое можно находить за вполне разумные деньги — сотни, тысячи рублей. Источники пополнения коллекции — «блошки» типа «Верника» или платформы Марк, газетные объявления, «Из рук в руки», Интернет.
С десяток моделей самых массовых проекторов можно купить с рук без малейшего труда или даже найти даром с пленками в придачу, что, собственно, и делают люди, желающие просто вспомнить детство. Но при этом множество моделей найти гораздо сложнее. Существуют проекторы зарубежного производства, а также дорогие и редкие отечественные аппараты, которые и сейчас могут стоить весьма недешево. Хотя и на ширпотребные проекторы порой денег уходит изрядно. Попадаются разукомплектованные от времени аппараты, и чтобы в итоге собрать один, приходится добывать несколько. Или вроде бы модель уже есть в коллекции, но постоянно покупаешь новые аналогичные — в лучшем состоянии, чем те, что у тебя есть. Или всю гамму цветов корпуса собрать — модель одна, а экспонатов в коллекции получается десяток. Или продает человек диапроектор с коробкой пленок, а тебе нужны только один-два редких диафильма — вот и приходится покупать весь комплект.
Сейчас у меня в коллекции около 80 различных проекторов производства СССР и бывших соцстран, не считая дублей.
— Что делаете с таким количеством лишней техники?
— Меняю и продаю понемножку. Я, в сущности, в Москве, да и в стране — единственный такой своеобразный «коллектор» для этой техники: если кто-то интересуется диафильмами, он в итоге на меня выходит. Много людей даже из-за границы пишут, просят выслать проектор и пленки — высылаю. И в Европу уже отправлял, и в США, и в Канаду, и в Израиль, и даже в Австралию. Что это за публика? Да, как правило, бывшие наши — те, кто ностальгирует или хочет детей позабавить. А у американцев и своих ностальгических фетишей полно.
Последний раз в Италию высылал проектор 1956 года выпуска, но НОВЫЙ! В коробке, с чеками, бумажками. Кто-то когда-то купил, а аппарат так и провалялся где-то на антресоли. Недавно Леонид Ярмольник приезжал — купил ФД-2 — вот такой же, только зеленый. Сказал, кому-то в подарок.
— Что интересного в диапроекторах есть с технической точки зрения? Или они различались только формой корпуса?
— Большинство диапроекторов действительно не сложны по конструкции — корпус, лампа, простенький объектив — они и в годы своего выпуска стоили недорого (от 6 рублей), да и сейчас не представляют особой ценности для тех, кто от них избавляется. Хотя, конечно, существуют и весьма навороченные, качественные аппараты. Выпускались звуковые диапроекторы — совмещенные с проигрывателем виниловых пластинок и с магнитофонами, со шнуровыми пультами для «перелистывания» кадров, с мощнейшими лампами, дающими яркую, насыщенную картинку. В свое время они стоили 200-260 рублей — полторы-две зарплаты инженера!
Кроме стационарных вариантов диапроекторов, размером приблизительно с коробку от обуви, существовали весьма компактные модели размером с пару кулаков, и даже мобильные, карманные. Они не требуют электричества и не имеют лампы, представляя собой, в сущности, коробочку с глазком для просмотра с одной стороны и окошком для света — с противоположной. Поднеся устройство к глазу и прокручивая ручку, можно было смотреть диафильм практически в любом месте — импровизированный «мультимедийный плеер».
— А что среди диапроекторов может считаться самой большой редкостью, эдаким, как сказали бы филателисты, «Голубым маврикием»?
— Ну, достаточно редким можно назвать проектор для стереодиафильмов с объемным эффектом — как сегодняшнее 3D-кино. Единственная модель такого отечественного проектора была выпущена тиражом всего около тысячи штук, и найти подобный весьма непросто. В нем использовалась поляризационная технология — заряжаются одновременно две пленки, два поляризационных объектива, две лампы. В итоге два изображения проецируются одновременно на экран, а зритель рассматривает их в очки с поляризационными стеклами — для одного глаза вертикальная поляризация, а для другого — горизонтальная. Каждый глаз видит только то, что ему предназначено, а мозг «дорисовывает» объемную картинку. Эти диапроекторы были рассчитаны на самостоятельное изготовление стереодиафильмов, как хобби, и для них предназначался специальный двухобъекивный фотоаппарат. Вот таких проекторов у меня аж два, а за фотоаппаратом (который тоже был выпущен тиражом около 1000 штук) я специально ездил на Украину, отдал за него около $1000.
P.S.
Да, сегодняшний цифровой мир обрушивает на нас лавину сложновизуальной информации, вынося мозг 3D-играми и прочими аватарами. Однако те, кто «родом и СССР», кто, направив в потолок проектор, украдкой смотрели диафильмы, после того как родители отправили спать, кто помнит запах нагретой пленки и лучики, выбивающиеся из щелястого корпуса дешевенького проектора, несомненно, оценят труд коллекционера, который бережно сохранил целый пласт нашей с вами истории. И очень хочется, чтобы когда-нибудь жизненные обстоятельства все же позволили Константину реализовать его давнюю мечту. И музей диафильмов распахнул бы свои двери!
источник f5.ru
— Такой вид мультимедиа, как бы его назвали сегодня, в прежнее время был распространен не повсеместно, — рассказывает московский коллекционер Константин Тарновский. Диафильмы были известны и популярны в СССР, социалистической Европе и почему-то в США. А вот в западной Европе они как-то были не в ходу. В СССР диафильмы появились в 30-х годах, а наибольшую популярность отечественные «видеокомиксы» приобрели после 50-х. Кстати, любопытный факт — несмотря на то, что диафильмы делаются на той же пленке, что и кинофильмы, в СССР цвет в диафильмах появился раньше, чем в кинематографе!
Отбор художников на студию «ДиаФильм» был чрезвычайно жестким — диафильмы рисовали, без сомнения, лучшие из лучших. Что, кстати, не совсем понятно — на кой там лучшие художники? Ведь при существовании полноценного кино и мультипликации диафильмы на их фоне выглядят эдакой «мультимедией второго сорта»… Да, у большинства из нас диафильмы ассоциируются исключительно с незамысловатым детским развлечением — на эту тему, как правило, все и ностальгируют. А на самом деле студия «ДиаФильм» выпускала пленки в десяти разных категориях, и лишь одна из них, восьмая по счету, была детской! Диафильмы делились на политико-агитационные, образовательные, военно-просветительские, по мотивам художественного и документального кино, для музеев и т.д. Разумеется, на первом месте стоял пропагандистский момент, и для этого-то и требовались лучшие кисти Союза. В общем, все было очень серьезно и неподеццки.
Диафильмов производилось в год очень много, как главной московской студией, так и филиалами в союзных республиках. Каждый год студия выпускала толстый каталог, который рассылался по магазинам. В нем были переиздаваемые год за годом успешные и востребованные диафильмы, а также новые. Что было популярным? Например, диафильмы типа «Затерянного мира» по роману Артура Конан-Дойля. Эта лента, нарисованная замечательным советским художником Шевченко, вышла в 1969 году и успешно переиздавалась вплоть до 1991-го! Собственно, с нее и началось мое увлечение диафильмами, а также коллекционирование пленок и проекторов.
— Насколько сложно и затратно коллекционировать подобные вещи?
— Диафильмы и проекторы — это, конечно, не яхты и не автомобили. С ними проще, тем более что тусовки коллекционеров, как это существует в мире монет, марок или иных подобных хобби, как бы и нет — нас буквально единицы. Многое можно находить за вполне разумные деньги — сотни, тысячи рублей. Источники пополнения коллекции — «блошки» типа «Верника» или платформы Марк, газетные объявления, «Из рук в руки», Интернет.
С десяток моделей самых массовых проекторов можно купить с рук без малейшего труда или даже найти даром с пленками в придачу, что, собственно, и делают люди, желающие просто вспомнить детство. Но при этом множество моделей найти гораздо сложнее. Существуют проекторы зарубежного производства, а также дорогие и редкие отечественные аппараты, которые и сейчас могут стоить весьма недешево. Хотя и на ширпотребные проекторы порой денег уходит изрядно. Попадаются разукомплектованные от времени аппараты, и чтобы в итоге собрать один, приходится добывать несколько. Или вроде бы модель уже есть в коллекции, но постоянно покупаешь новые аналогичные — в лучшем состоянии, чем те, что у тебя есть. Или всю гамму цветов корпуса собрать — модель одна, а экспонатов в коллекции получается десяток. Или продает человек диапроектор с коробкой пленок, а тебе нужны только один-два редких диафильма — вот и приходится покупать весь комплект.
Сейчас у меня в коллекции около 80 различных проекторов производства СССР и бывших соцстран, не считая дублей.
— Что делаете с таким количеством лишней техники?
— Меняю и продаю понемножку. Я, в сущности, в Москве, да и в стране — единственный такой своеобразный «коллектор» для этой техники: если кто-то интересуется диафильмами, он в итоге на меня выходит. Много людей даже из-за границы пишут, просят выслать проектор и пленки — высылаю. И в Европу уже отправлял, и в США, и в Канаду, и в Израиль, и даже в Австралию. Что это за публика? Да, как правило, бывшие наши — те, кто ностальгирует или хочет детей позабавить. А у американцев и своих ностальгических фетишей полно.
Последний раз в Италию высылал проектор 1956 года выпуска, но НОВЫЙ! В коробке, с чеками, бумажками. Кто-то когда-то купил, а аппарат так и провалялся где-то на антресоли. Недавно Леонид Ярмольник приезжал — купил ФД-2 — вот такой же, только зеленый. Сказал, кому-то в подарок.
— Что интересного в диапроекторах есть с технической точки зрения? Или они различались только формой корпуса?
— Большинство диапроекторов действительно не сложны по конструкции — корпус, лампа, простенький объектив — они и в годы своего выпуска стоили недорого (от 6 рублей), да и сейчас не представляют особой ценности для тех, кто от них избавляется. Хотя, конечно, существуют и весьма навороченные, качественные аппараты. Выпускались звуковые диапроекторы — совмещенные с проигрывателем виниловых пластинок и с магнитофонами, со шнуровыми пультами для «перелистывания» кадров, с мощнейшими лампами, дающими яркую, насыщенную картинку. В свое время они стоили 200-260 рублей — полторы-две зарплаты инженера!
Кроме стационарных вариантов диапроекторов, размером приблизительно с коробку от обуви, существовали весьма компактные модели размером с пару кулаков, и даже мобильные, карманные. Они не требуют электричества и не имеют лампы, представляя собой, в сущности, коробочку с глазком для просмотра с одной стороны и окошком для света — с противоположной. Поднеся устройство к глазу и прокручивая ручку, можно было смотреть диафильм практически в любом месте — импровизированный «мультимедийный плеер».
— А что среди диапроекторов может считаться самой большой редкостью, эдаким, как сказали бы филателисты, «Голубым маврикием»?
— Ну, достаточно редким можно назвать проектор для стереодиафильмов с объемным эффектом — как сегодняшнее 3D-кино. Единственная модель такого отечественного проектора была выпущена тиражом всего около тысячи штук, и найти подобный весьма непросто. В нем использовалась поляризационная технология — заряжаются одновременно две пленки, два поляризационных объектива, две лампы. В итоге два изображения проецируются одновременно на экран, а зритель рассматривает их в очки с поляризационными стеклами — для одного глаза вертикальная поляризация, а для другого — горизонтальная. Каждый глаз видит только то, что ему предназначено, а мозг «дорисовывает» объемную картинку. Эти диапроекторы были рассчитаны на самостоятельное изготовление стереодиафильмов, как хобби, и для них предназначался специальный двухобъекивный фотоаппарат. Вот таких проекторов у меня аж два, а за фотоаппаратом (который тоже был выпущен тиражом около 1000 штук) я специально ездил на Украину, отдал за него около $1000.
P.S.
Да, сегодняшний цифровой мир обрушивает на нас лавину сложновизуальной информации, вынося мозг 3D-играми и прочими аватарами. Однако те, кто «родом и СССР», кто, направив в потолок проектор, украдкой смотрели диафильмы, после того как родители отправили спать, кто помнит запах нагретой пленки и лучики, выбивающиеся из щелястого корпуса дешевенького проектора, несомненно, оценят труд коллекционера, который бережно сохранил целый пласт нашей с вами истории. И очень хочется, чтобы когда-нибудь жизненные обстоятельства все же позволили Константину реализовать его давнюю мечту. И музей диафильмов распахнул бы свои двери!
источник f5.ru
10 комментариев
Здесь много есть.