Авторская песня - тоже ведь продукт советской эпохи...

Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР. Жанр вырос в 1950—1960-е гг. из художественной самодеятельности, независимо от культурной политики советских властей, и быстро достиг широкой популярности. Основной упор делается на поэтичность текста.

Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М. Анчарова). Чаще всего (хотя и не всегда) исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и название.

В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева.

Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Владимир Туриянский, Виктор Берковский, Сергей Никитин, Александр Городницкий, Александр Лобановский, Арон Крупп, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Александр Мирзаян, Владимир Бережков, Вера Матвеева, Виктор Луферов, Александр Ткачёв, Пётр Старчик, Александр Суханов, Вероника Долина, Александр Дольский, Леонид Семаков, в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»).

Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников».

В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов.

Первый этап — романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х гг. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» — пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» — в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.

Особняком, однако, стояли горькие и сатирические песни А. Галича, который уже в начале 60-х гг. («Старательский вальсок», «Спрашивайте, мальчики», «За семью заборами», «Красный треугольник» и др.) обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью.

С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю свободу») и Ю.Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам.

Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким. Он расширил интонационные приёмы (так, его интонационная находка — распевание согласных) и лексику песни, включив в неё обширный пласт сниженной лексики.

Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни).

Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций (в 1981 году после XXV Московского слёта КСП[1] по линии ВЦСПС было разослано в регионы письмо, запрещающее предоставление любых площадок для сценических выступлений Юлию Киму, Александру Мирзаяну и Александру Ткачёву), издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов, выталкивали в эмиграцию (А. Галич), всячески поносили в печати и т. д. В то же время, благодаря «магнитиздату», её знали, пели, слушали, переписывали друг у друга.

Власти попытались овладеть авторской песней изнутри, взяв под «крышу» комсомола стихийно возникавшие повсюду «клубы самодеятельной (первоначально — студенческой) песни» (КСП). Но это удавалось им не слишком хорошо.

(из Википедии)

Но для начала мне вдруг несколько неожиданно захотелось вспомнить не какой-то классический образец этого жанра, а привети более позднюю песню Олега Митяева «Наш пароходик отходит в светлое прошлое», очень созвучную атмосфере этого сайта…



Песня «За туманом» Юрия Алексеевича Кукина (недавно ушедшего из жизни) неоднократно крутилась по радио в шестидесятые годы. Но лишь в восьмидесятые, когда я всерьез начал интересоваться авторской песней, я с изумлением узнал фамилию ее автора. Старых видеороликов в авторском исполнении этой песни я не нашел, зато она неожиданно подвернулась в исполнении известного эстрадного певца Владимира Макарова…

Любимые книги детства




Все — Анатолий Рыбаков, издательство «Детгиз». Мы, чьё детство прошло в 70х, были уже наверное вторым поколением, читавшим эти книжки. Тогда ещё и фильмы «Кортик» и «Бронзовая птица» вышли!




Аркадий Гайдар, собрание сочинений в 4х томах, изд-во «Детская литература», 1971-73г.

Из знаменитой серии «Библиотека приключений и научной фантастики», издание 1968г.

Изд-во «Карелия» 1979г. В обнимку ходил с этой книжкой!

Издание 1975г.

Изд-во «Детская литература» 1977г. Закончил 1ый класс, прочитал во время летних каникул. Очень добрая книжка!

Издание 1980г. Весёлый молдавский мальчуган Гугуцэ похоже был любимцем советской детворы!

Изд-во «Физкультура и спорт» 1979г., в преддверии Московской Олимпиады! Перечитывал стократно, всё самое лучшее связано с этой книжкой!

Изд-во «Детская литература» Ленинград, 1979г. Добрая и немного грустная книга!

Изд-во «Детская литература» 1979г.

Изд-во «Детская литература» 1976г. Главный герой, детдомовский паренёк — мой тёзка, что думаю, в детстве для меня было немаловажно!

Изд-во «Детская литература» 1976г.


Из знаменитой серии «Библиотека приключений и научной фантастики».

И это далеко не всё! Многие книжки за все эти годы были утеряны, но в памяти живы до сих пор!

Играем спичечной коробкой

Давайте вспомним игру из далекого детсва. Нужен коробок — обязательно непустой, но и не забитый до краев спичками. Каждой сторона получает число очков, там где чиркает спичка — 50 очков, узкое ребро — 100, лицевая или тыльная сторона — 10.
Игра в спичечную коробку СССР
Читать дальше →

О несбыточном...

   Я абсолютно случайно нашел этот коллаж. И он меня зацепил. Подписью.

   (Заранее прошу прощения, если он уже есть на сайте. Я пробежался по тегам, просмотрел — не нашел. Во всяком случае, не думаю, что он будет лишним).

СССР

Первые четыре часа (2011) SATRip

Первые четыре часа (2011) SATRip

Впервые о событиях первого дня войны рассказывается непосредственно на местах основных боевых действий. В фильме много новой, неизвестной зрителю информации. Например, о том, что первый советский город был отбит у немцев уже 23 июня 1941 года! О жестоких боях в районе Владимира-Волынского, о подвиге гарнизонов советских укрепрайонов, о том, что советские ВВС не были уничтожены, как гласит почти официальный миф, а также о других малоизвестных страницах войны.

Читать дальше →